Обзор украинского рынка упаковочных материалов

Информация
Обзор украинского рынка упаковочных материалов

03.07.2012

Любой товар нуждается в упаковке. А хорошая упаковка значительно повышает эффективность сбыта в любом бизнесе. Как чувствует себя рынок упаковочных материалов в Украине читайте в данном обзоре...

Компания Pro-consulting, ведущая консалтинговая компания в Украине в сфере рыночной аналитики и маркетинга, подготовила для портала БизРейтинг очередной отчет по итогам развития отечественного рынка картонной упаковки в  2007-2011 гг. Среди актуальных вопросов на данном рынке, следует назвать следующие:

  • поиск производителями новых технологических решений для повышения рентабельности производства,
  • создание новых производственных мощностей и модернизация существующих,
  • расширения ассортиментной линейки выпускаемой упаковки,
  • изменение потребительских предпочтений, что позволяет в современных условиях строить взаимоотношение между участниками рынка.

Обзор рынка картонной упаковки Украины

Украинский рынок упаковочных материалов демонстрирует высокие темпы роста. Так, за последние 10 лет в сегменте картонной упаковки, а именно гофротары, которая занимает преимущественную долю на рынке, объемы производства выросли в 2 раза.

На сегодняшний день картонные упаковки нашли применение во многих отраслях промышленности. Они используются производителями пищевых продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков, товаров бытовой химии, фармацевтической отрасли, табачной промышленностью и др.

Структура рынка тары и упаковки.

На рынке тары и упаковочных материалов основную долю занимает сегмент пищевой упаковки - приблизительно 70%. До середины 90-х ХХ ст. доля потребительской упаковки не превышала 10% от общего объема рынка, однако начиная с нового тысячелетия, эта доля была удвоена и процент продолжает наращиваться. Рассматривая структуру рынка тары в целом, стоит отметить основную долю упаковочных материалов из бумаги и картона – 46,5%. На втором месте находится пластмассовая тара – 12,6%.

Доля стеклянной тары в общей структуре рынка тары в натуральном выражении составляет по состоянию на 2011 г. 10,8%.

Объем рынка картонной упаковки и тенденции его развития.

В силу отсутствия в Украине собственного производства товарной целлюлозы, предприятия упаковочной отрасли производят ограниченный ассортимент продукции. На сегодняшний день операторы зависят от импортеров первичных волокнистых полуфабрикатов. Поэтому предприятия ориентируются в основном на выпуск тех видов бумаги и картона, которые вырабатываются из вторичного волокна - макулатуры. В ассортименте их продукции преобладают тара из гофрированного картона, рынок которой и рассмотрим далее.

До 2009 г. рынок картонной упаковки демонстрировал значительные темпы роста, как следствие развития пищевой промышленности и роста покупательской способности населения. Но 2009 г. внес определенные коррективы в развитие рынка упаковки изменением потребительских предпочтений. Так, если до кризиса потребители отдавали большое предпочтение товарам высокого ценового сегмента, которые предполагали дорогую качественную упаковку, то после снижения уровня доходов населения значительно вырос средний и низкий ценовой сегмент продукции, что оказало влияние на удешевление упаковочных материалов. Но те производители, для которых лояльность клиентов является первоочередной, постарались совместить удешевление упаковки и сохранить ее качества. Поэтому на рынке в основном пострадал сегмент художественной декоративной картонной упаковки.

2010 г. уже продемонстрировал постепенный выход экономики страны из кризиса. С ростом доходов потребителей и их покупательской способности, с развитием пищевой отрасли возобновился и рост рынка картонной упаковки. Прирост емкости рынка составил 7,7%, а производство выросло на 10,3%. В 2011 г. продолжается рост рынка на уровне 2,4%, а производства – на 1,6%.  

Стоит отметить, что одной из основных тенденций развития рынка картонной упаковки является поиск производителями новых технологических решений для повышения рентабельности производства и расширения ассортиментной линейки выпускаемой упаковки. Поэтому актуальной задачей операторов рынка является выбор оборудования, адекватного целевым задачам и финансовым средствам компании.

Именно создание новых производственных мощностей и модернизация существующих на основе современных технологий, наряду с ростом потребительского спроса со стороны пищевой промышленности, является одной из причин роста объемов производства тары из гофрированного картона.

Также огромное влияние на необходимость введения новых технологических решений в производственный процесс оказывает законодательство страны. Например, принятие закона о дополнительной маркировке фармацевтической упаковки шрифтом Брайля породило проблему не только в ценовой политике готовых упакованных лекарств, но и проблему усложнения технологического процесса изготовления картонной упаковки.

Среди других тенденций развития рынка стоит отметить:

 увеличение требований к качеству материалов (экологическая безопасность и возможность повторной переработки);
 минимизация размеров упаковки;
 увеличение «открытости» упаковки для потребителя, т.е. производство такой конструкции упаковки, позволяющей рассмотреть товар;
 увеличение требований  к дизайну упаковки, ее красочности и отделки.

Экспорт и импорт картонной упаковки.

Экспорт упаковки из гофрированного картона по состоянию на 2011 г. составляет 66,81 млн. кв. м (8% от внутреннего производства).
Наибольший объем тары экспортируется отечественными операторами в Россию (78,2% в натуральном и 75,4% в денежном выражении) и Беларусь (11,3% в натуральном и 12,5% в денежном выражении).

Также картонная тара экспортируется в Казахстан, Латвию, Молдавию, Литву, Грузию, Венгрию, Узбекистан, Эстонию, Польшу и др.
Импорт гофрокартонной тары в 2011 г. составил 16,52 млн. кв. м. Наибольшая доля упаковки поставляется в Украину из Польши (25,2% в натуральном и 23,1% в денежном выражении), Венгрии (19,2% в натуральном и 22,4% в денежном выражении) и России (17,6% в натуральном и 11,8% в денежном выражении).

Также импортные поставки картонной упаковки совершаются из таких стран, как Турция, Италия, Германия, Китай, Беларусь, Дания, Румыния, Словакия и др.

Структура рынка картонной упаковки.

На сегодняшний день тара из гофрокартона является одним из наиболее распространенных видов упаковочных материалов.
Гофрокартон – экологически чистый материал, который легко подвергается вторичной переработке, довольно прочен, на него может быть нанесено цветное изображение различными способами печати, что играет огромную роль в продвижении продукции на рынке.
Рассматривая структуру рынка картонной упаковки, стоит отметить, что отечественные производители практически полностью обеспечивают внутреннюю потребность страны в данном материале. Об этом свидетельствует малая доля импортной продукции на рынке, которая в 2011 г. составляла 2,1%.

 




компания Pro-Consulting

Еще интересные статьи:
ТОП-10 причин продажи бизнеса
ТОП-10 причин продажи бизнеса
Какой бизнес чаще всего продают?
Какой бизнес чаще всего продают?
Как разойтись с партнером при продаже бизнеса?
Как разойтись с партнером при продаже бизнеса?

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга