5 главных принципов оценки бизнеса

Информация
5 главных принципов оценки бизнеса

30.01.2014

 

Из предыдущей статьи  посетители портала БизРейтинг узнали о том, какие основные подходы к оценке бизнеса используются на практике. Вполне закономерным продолжением небольшого «Ликбеза для начинающих оценщиков» будет рассмотрение главных принципов, которыми руководствуются профессиональные бизнес брокеры в оценочной деятельности.

Международные стандарты оценки бизнеса


Не нужно объяснять какую роль сыграла стандартизация в мировой промышленной революции, развитии наук и торговых отношений. Аналогично обстоит дело и с бизнесом. Активная международная экономическая интеграция невозможна без разработки общепринятых норм оценки действующего бизнеса.


Очевидно, что правила оценки бизнеса должны быть едины во всем мире независимо от государственных границ. С 1981 года разработкой таких единых стандартов и нормативных материалов занимается Международный комитет по стандартам оценки (International Valuation Standards Committee), который объединяет профессиональных оценщиков из 54 стран.  

Сегодня стандарты оценки стоимости бизнеса имеют единую основу. Но в то же время наблюдаются незначительные отличия вызванные отсутствием единых международных стандартов финансовой отчетности и налогообложения. Это один из ключевых факторов, который следует учитывать инвесторам, желающим купить бизнес за рубежом.

Принципы оценки стоимости бизнеса      

      
В основе концепции стоимости бизнеса лежит аналитическая и расчетная составляющие, которые являются базовыми. Результат расчетов также во многом зависит от того насколько щепетильно был произведен сбор исходных данных и их достоверности. Именно поэтому, заказав оценку у трех разных оценщиков, с большой долей вероятности вы получите три разные цифры.

Реальное положение дел обстоит так, что наиболее оптимальный подход и метод оценки выбирает непосредственно сам оценщик. При этом в каждом конкретном случае он руководствуется своим личным опытом и соображениями. Но что в США, Германии или Украине основные принципы остаются неизменными. Ниже мы рассмотрим основные из них.

#1 Принцип спроса и предложения


И начнем, конечно же, с классики жанра. Самый простой и самый известный закон экономики, согласно которому взаимодействие спроса и предложения устанавливает и регулирует рыночную цену товара. Принцип больше соответствует сравнительному или рыночному подходу к оценке бизнеса, так как предполагает наличие большого количества аналогов на рынке.

#2 Принцип полезности


Любой товар можно продать, если он способен удовлетворить потребность потенциального покупателя. По крайней мере, на протяжении определенного периода времени. То есть если он будет полезен участникам рынка и с него можно будет получить выгоду.
 
Принцип выглядит довольно абстрактно, когда речь идет о полезности каких-то вещей или предметов, что предполагает простор для манипуляций. Но когда речь идет о продаже бизнеса, где польза – это прибыль, в соответствии с доходным подходом к оценке стоимость бизнеса будет равна размеру ожидаемой прибыли.
Простой пример. Лошадь, участвующая на скачках стоит дороже, если в ее активе есть ряд побед. Она не должна быть старой, иначе не сможет долго побеждать в заездах и приносить призовые. Но вам будет абсолютно все равно это предложение, если вы не интересуетесь скачками и лошадьми.

#3 Принцип замещения


Бизнес не может стоять дороже стоимости другого аналогичного бизнеса с такой же полезностью. Его стоимость не может быть больше суммы необходимой для того чтобы создать аналогичный бизнес с нуля включая материальные и не материальные затраты (деньги, время, силы, бренд и т.д.).
Принцип невозможно использовать для уникального бизнеса по причине отсутствия на рынке аналогов для сравнения или возможности его воспроизведения.

#4 Принцип вклада


Рыночная стоимость бизнеса будет увеличена, если будет добавлен новый фактор, увеличивающий его доход. При этом сумма, на которую возросла стоимость предприятия, может существенно превышать стоимости нового фактора.

Автомойка с шиномонтажем стоит дороже аналогичной мойки без подобной услуги. Разница в цене будет составлять не стоимость монтажного оборудования, а размер прибыли, которую оно приносит. Принцип также работает и в обратную сторону.

#5 Принцип предельной производительности


Действующий бизнес – это взаимосвязанная система, поэтому изменение, какого либо фактора отразиться на его рыночной стоимости. Если начать увеличивать один из факторов ценообразования мы увидим, что стоимость бизнеса начнет расти. Потом прирост замедляется и прекращается вовсе. В дальнейшем увеличение расходов на данный ресурс будет не оправдано, так как будет перекрывать прирост стоимости компании.  

Затраты на рекламу хороши до той степени пока они себя оправдывают. На определенном уровне отдача от рекламы не приносит ожидаемого увеличения прибыли компании и рекламный бюджет урезают.

Актуальность оценки бизнеса


Профессиональная оценка бизнеса действительна на протяжении не более шести месяцев с момента проведения расчетов. И только в том случае если за это время не произошло существенных изменений в экономическо-политической жизни страны или за ее пределами.

Все мы помним как волнения и революционные события в Египте, ряде восточных и азиатских стран отразились на прибыльности туристического бизнеса и его рыночной стоимости.

Опытный оценщик или бизнес брокер позволит вам не только узнать текущую рыночную стоимость своего предприятия. Со своей позиции он может выявить уязвимые места вашего бизнеса, а также указать воздействие на какие факторы способно увеличить стоимость предприятия. Это и будет темой нашей следующей статьи.

 




БизРейтинг

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга