Факторы, влияющие на стоимость бизнеса

Информация
Факторы, влияющие на стоимость бизнеса

03.02.2014

 

При определении рыночной стоимости предприятия оценщик должен иметь четкое представление о том, какие факторы влияют на оценку бизнеса, чтонепосредственно отражается на результате расчетов. Конечно же, мы не могли упустить из виду столь важную тему и поэтому посвящаем сегодняшнюю статью именно ей.

В чем отличие основных принципов от факторов, формирующих стоимость бизнеса? Как оказалось далеко не все их различают и попросту объединяют в одну группу. Поэтому для начала следует разобраться с предметом разговора.
Итак, принцип – это основная особенность действия механизма оценки. А фактор, как второстепенное явление может в известной мере влиять на результат расчетов в рамках действия принципа. Это азы оценочной деятельности. И они имеют не меньшее значение, чем принципы или подходы к оценке бизнеса, о которых мы говорили совсем недавно.


В чем заключается суть работы профессионального бизнес-брокера при проведении оценки бизнеса? Если не вдаваться в подробности условно это выглядит следующим образом:

  •          Во-первых, он должен собрать и обработать массу данных о нынешнем и предшествующем состоянии предприятия.
  •          Во-вторых, он должен понимать за счет чего формируется текущая рыночная стоимость конкретного бизнеса.
  •          И, в-третьих, он должен иметь представление о дальнейших перспективах оцениваемого предприятия, что также отражается на его стоимости.

То есть, необходимо собрать воедино информацию о прошлом, настоящем и будущем предприятия и предоставить ее в денежном выражении. Что не так-то просто. К тому же задачу еще усложняет отсутствие хрустального шара и способности предсказания. Хотя складывается впечатление, что некоторые «профессиональные» оценщики и владельцы бизнеса действуют именно так.

А если серьезно, то оценочная деятельность на профессиональном уровне требует от бизнес-брокера наличия актуальной информации как по рынку купли-продажи готового бизнеса в целом по стране, по регионам, так и по отдельным отраслям и сферам деятельности. Сбор подобной базы данных предполагает многолетнюю практику.

Факторы, формирующие стоимость компании невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, так как степень их взаимосвязи очень высока. Только их совокупность может дать четкое виденье всей картины. Иначе это будет больше напоминать притчу о том, как слепые мудрецы судили о внешнем виде слона, дотронувшись только к одной его части.

Кроме того интенсивность и продолжительность влияния факторов, которые будут перечислены ниже не является константой, а действие некоторых из них может усиливаться или нивелироваться в зависимости от выбранного подхода и метода оценки.

Но давайте обо всем по порядку. В целом все факторы, которые оказывают влияние на формирование стоимости бизнеса,делятся на две основные группы: внешние и внутренние. Их мы и рассмотрим ниже более подробно.

Внешние факторы стоимости бизнеса   

         
  •          Экономическо-политические факторы: уровень экономической и политической стабильности в стране, колебание курса валют, уровень инфляции и коррупции в стране, прозрачность законодательства.
  •          Региональные факторы: к ним относиться расположение бизнеса, численность населения, уровень заработной платы в регионе, уровень безработицы, инфраструктура региона, государственные программы развития.
  •          Отраслевые факторы: объем рынка и скорость его роста, перспективы отрасли, порог входа в бизнес, уровень используемых технологий, уровень конкуренции и позиции предприятия на рынке, целевая аудитория и ее платежеспособность, близость рынка сбыта продукции.

Все это формирует инвестиционную привлекательность страны, региона и конкретной отрасли и отражается на критериях оценки бизнеса, как совокупной стоимости материальных и нематериальных активов предприятия наложенных на конкретную географическую точку в определенный момент времени.

К примеру, по понятным причинам бизнес в сфере хорека и туризма вызывает повышенный интерес покупателей, если находиться в Крыму, Карпатах или Киеве. Центральная Украина менее привлекательна в туристическом плане, но именно там процветает животноводческий бизнес и бизнес в сфере сельского хозяйства. Причем эти регионы охотно рассматриваются иностранными инвесторами по данным направлениям.

Хотя за самым ярким примером далеко ходить не надо. Достаточно взглянуть на события последних месяцев в Украине. Экономическая и политическая нестабильность в стране привела к массовым волнениям, эпицентром которых стал Киев. После чего деловая активность в городе резко пошла на убыль, а инвестиционные риски стремительно возросли.

Рынок купли-продажи готового бизнеса в Киеве застыл в ожидании. Продавцы надеются на скорое разрешение конфликта. Не хотят снижать цену и просто решили выждать лучшего момента для продажи. В свою очередь высокие риски не позволяют сегодня инвесторам вкладывать инвестиции в столичный бизнес. В таких условиях чтобы привлечь внимание покупателей продавцам необходимо существенно занижать цену.   

Внутренние факторы стоимости бизнеса


Во многом представляют собой финансовый анализ в оценке бизнеса, его материальную составляющую и открытость к инвестициям.

  •          Нематериальные: известность бренда и степень его узнаваемости, лояльность клиентов, деловая репутация компании, размер клиентской базы, кредитная история, отношения с поставщиками и т.д.
  •          Финансовые факторы: финансовое положение дел на предприятии, себестоимость и цена продукции, рентабельность бизнеса, окупаемость вложений.
  •          Хозяйственные факторы: структура предприятия, размер материальных активов, качество продукции, доступность сырьевой базы, наличие каналов сбыта, наличие патентов и лицензий, возможность расширения бизнеса, уровень подготовки и мотивации сотрудников, запас модернизации и диверсификации производства.
  •          Степень открытости предприятия: раздробленность уставного капитала, количество акционеров, внутренние конфликты и противоречия между совладельцами, ликвидность акций на бирже.

Опять же, то о чем было сказано немного выше. Степень влияния внутренних факторов будет зависеть от того, какой был выбран подход и метод оценки бизнеса. К примеру, для более достоверной оценки нематериальных активов компании на практике используют метод стоимости чистых активов. Финансовые факторы главным образом повлияют на результат при доходном подходе. Факторы, обуславливающие открытость предприятия формируют стоимость компании при оценке по методу рынка капитала и так далее.  


Это далеко не все показатели оценки бизнеса. На самом деле факторов влияющих на стоимость предприятия гораздо больше. Мы рассмотрели только основные из них, которые можно назвать типовыми и общими для большинства предприятий.

Трудность профессиональной оценки бизнеса обусловлена еще и тем, что влияние большинства факторов можно привести к денежному выражению сугубо интуитивно прощупывая рынок и оценивая реакцию инвесторов. Что под силу только опытному оценщику или  практикующему бизнес-брокеру.

 




БизРейтинг

Еще интересные статьи:
Как разойтись с партнером при продаже бизнеса?
Как разойтись с партнером при продаже бизнеса?
Сколько нужно платить налогов при продаже бизнеса?
Сколько нужно платить налогов при продаже бизнеса?
Лизинг оборудования: в чем выгода для предпринимателя?
Лизинг оборудования: в чем выгода для предпринимателя?

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга