08.03.2019
Франчайзинг традиционно воспринимался как истинно мужской клуб, но подобное восприятие давно перестало носить объективный характер с увеличением числа женщин, осваивающих мир бизнеса, в особенности франчайзингового сектора. В этой статье мы раскроем особенности этой закономерности.
Конечно, ни для кого не секрет, что представительницы прекрасной половины человечества всё активнее ищут своё место в мужском бизнесе. Но чтобы разобраться, какую роль играет в этом франчайзинг, для начала обозначим общие тенденции успехов женщин в мире бизнеса.
Бизнес-леди XXI века – кто они?
Мир меняется и времена, когда женщинам в бизнесе в принципе не было никакого места, давно и безвозвратно ушли. Исчезли стереотипы о том, что лучшая (и практически единственная подобающая) для женщины роль – хранить и хранить домашний очаг.
В ряде стран женская безработица достигла критического уровня, поэтому множеству женщин приходится заботиться о своем будущем и стремиться к финансовой независимости. Таким образом, в рядах бизнес-леди оказываются не только те, у кого изначально прекрасные задатки и безудержное стремление к предпринимательскому делу, но и те, кого просто толкает нужда. Тем более, что со временем увеличивается количество всевозможных бизнес-направлений, открываются стартапы, создаются новые продукты и услуги, а это значит, что увеличивается количество сфер, где могут найти успешное применение женские способности и таланты. И собирательный образ бизнес-леди, как мы его себе представляем, на деле весьма часто отдален от образа действительного. Ни для кого не секрет, что сегодня огромное количество женщин может организовывать собственное предпринимательское дело в перерывах между домашней плитой и воспитанием ребенка. Совсем обычным делом стал домашний бизнес, где смогли себя прекрасно проявить домохозяйки. И если несколько десятилетий назад женщина практически не получала возможностей реализовать свой предпринимательский потенциал и обратить в преимущество свои женские качества, то сегодня мы наблюдаем обратную картину. Однозначно можно отметить, что за последнее десятилетие женщины заполучили всё больше влияния в сфере бизнеса. Также существует распространенное заблуждение, что бизнес это удел молодых и энергичных людей. Однако, если обратиться к статистике, мы увидим, что всего 40% женщин открыли своё дело в возрасте от 18 до 30 лет.
В Украине женщины владеют ~21% малого и среднего бизнеса. С долями в крупном бизнесе всё обстоит совершенно иначе – всего 2% женщин владеет подобными предприятиями.
Среди наиболее востребованных женщинами сфер бизнеса - уход за здоровьем, индустрия красоты, образование, сфера услуг, недвижимость, маркетинг, торговля. Тем не менее, благодаря франчайзингу все большее количество женщин-предпринимателей начинает интересоваться сферами, где изначально доминировали мужчины, в том числе, как это ни странно, в производственных направлениях. И нередко в ряде подобных случаев можно говорить о впечатляющих успехах.
Сложно делать выводы о том, какую роль здесь играет чуткая женская интуиция, но однозначно у женщин также есть свои преимущества, которые помогают добиться успеха. Во-первых, множество женщин, как и мужчины, умеют самоорганизовать свою работу, должным образом расставить приоритеты и четко следовать собственной отлаженной системе, Во-вторых, развитая коммуникабельность позволяет извлекать максимум выгоды от общения с партнерами и играет весомую роль в управлении персоналом. Тонкое понимание как псхологических особенностей отдельного сотрудника, так и хорошее чувство социальных связей – в совокупности это способно дать хорошее преимущество в формировании кадровой политики; недаром должности HR занимают преимущественно женщины. Кроме того, большому числу женщин не чуждо понимание того, что именно сейчас нужно рынку; обратите внимание на количество женщин в стартап-командах или на должностях маркетологов, и у вас не останется сомнений по этому поводу. Также вопреки заблуждениям среди женщин множество способных координаторов, организаторов, тим-лидов и кураторов проектов. Способность вносить свежие идеи и неотягощенность зацикленностью на микроконтроле определенных аспектов – это также, вне сомнений, играет на руку представительницам слабого пола.
Франчайзинг для женщин: новые горизонты.
Франчайзинг это мир открытых дверей, где любой человек сможет найти то, что ему по вкусу и можно заниматься любимым делом, а диапазон инвестиций, необходимых для входа в бизнес, поражает своим лояльным охватом. Требования к навыкам для франчайзи нельзя назвать строгими. Да и, кроме того, фактически франчайзер делает часть работы за партнера-франчайзи. Франшизу можно сравнить с протоптанной дорожкой, где на пересеченной местности кто-то уже поставил указатели, заградил опасные участки и построил переправы. Это проверенный и надежный путь для старта бизнеса, поэтому было бы странным, если бы потенциальные коммерсантки обходили его стороной. Более того, можно с уверенностью говорить о том, что франчайзинг у женщин пользуется большим спросом.
Согласно данных одного из крупнейших в мире бизнес ресурсов Entrepreneur количество женщин-франчайзи за последние 5 лет увеличилось на 45 %. В соответствии с информацией Международной Франчайзинговой Ассоциации (IFA), в США 21 % франчайзингового бизнеса принадлежит женщинам. При этом 43 % франчайзингового бизнеса принадлежит совместно мужчинам и женщинам. Если же обратиться к статистике Соединенного Королевства, то можно выяснить, что среди всех франчайзи женская доля достигла 26% и продолжает показывать темы роста. При этом различные данные мировой статистики позволяют утверждать, что доля женщин-франчайзи составляет ~25% от общего числа франчайзи.
Стоит отметить, что методы организации и управления бизнесом у мужчин и женщин различаются. Это относится и к франчайзинговой сфере.
Рассматривая наиболее популярные и исключительно женские направления бизнеса во франчайзинге можно отметить пользующиеся особым интересом салоны красоты, фитнес-центры, ритейл женской и детской одежды. Кроме того, в последние годы особенно востребованным стал бизнес в сфере образования, в основном это центры детского развития, частные детсады, языковые школы, курсы подготовки студентов.
В наивысшей мере франчайзинг для женщин популяризируется общеизвестностью успеха отдельных наиболее узнаваемых брендов. Успешный пример знакомого человека принимается на вооружение: если кто-то купил франшизу известного салона красоты и зарабатывает выполняя несложные инструкции франчайзера, то почему не смогу и я?
Конечно, франчайзинговая модель ведения бизнеса вносит определенные ограничения, например творческого характера, ведь всё уже готово и ничего своего придумывать и внедрять не требуется. Однако, подобный недостаток с лихвой компенсируется вескими преимуществами.
Для женщин наиболее притягательным во франчайзинге можно назвать минимизацию рисков, что вполне ожидаемо, ведь слабый пол и высокие риски редко совместимы. И это вполне можно назвать веским преимуществом, в особенности, если обратиться к западной культуре ведения бизнеса, где рискованные мероприятия не находят широкого распространения.
Сообщество франчайзи объединяет то, что у них общие цели и общие пути их достижения. Женщины не только уверенно и комфортно чувствуют себя в подобной среде единомышленников, но и прикладывают максимум усилий для постоянного обмена опытом. Подписание Договора франчайзинга избавляет от прохождения трудоемких и времязатратных этапов.
Возможность в любой момент обратиться за поддержкой к опытному партнеру окажется особо ценной и незаменимой для любой, даже многоопытной и уверенной в своих силах, бизнес-леди.
Учитывая, что в Украине темпы роста франчайзинга всё ещё показывают рост, а рынок регулярно освежается новыми брендами и бизнес-решениями, и при этом востребованность истинно женских бизнес-сфер только растет, можно не сомневаться, что выбирать франчайзинг женщины не перестанут, благо для этого не придется входить в горящую избу или останавливать коня на скаку.