14.11.2021
Свершилось! Здесь и сейчас Вы узнаете как возникла и развивалась самая известная в мире франшиза; в чем её особенности и какова её цена; напоследок мы угостим вас вкусной инфографикой о МакДональдс.
Дата основания компании: 1940 год.
Дата образования полноценной франшизы: 1955 год.
Как всё начиналось
Семья Макдональдсов переехала из Манчестера (Нью-Хэмпшир) в Голливуд в конце 1930-х годов, где братья Ричард и Морис Макдональд начали работать в качестве разнорабочих на студии Motion-Picture. В 1937 году их отец Патрик Макдональд открыл «Аэродром», точку по приготовлению и продаже еды на Хантингтон-драйв (знамениая трасса 66) рядом с аэропортом Монровия (Калифорния), где начали с продажи хот-догов. Затем были добавлены в меню гамбургеры по цене в десять центов, а также с апельсиновый сок в пять центов. В 1940 году Морис и Ричард («Мак» и «Дик») переместились в другое здание и открыли ресторан, который был назван "McDonald`s Bar-B-Que" и имел 25 пунктов меню, в основном барбекю.
В октябре 1948 года, после того, как братья Макдональд поняли, что большая часть их прибыли пришла от продажи гамбургеров, они закрыли свой успешный автомобильный драйв, чтобы создать фаст-фуд с простым меню, состоящим только из гамбургеров, чизбургеров, картофельных чипсов, кофе, безалкогольных напитков и яблочного пирога. После первого года картофельные чипсы и пирог были вычеркнуты из меню в пользу новых позиций картофеля-фри и молочных коктейлей. Ричард и Морис уделяли большое внимание созданию своей кухни и технологической линии, чтобы обеспечить максимальную скорость приготовления. Название ресторана было изменено на то, каким мы знаем его сегодня - «McDonald`s».
В апреле 1952 года братья решили, что им нужно совершенно новое здание для достижения двух целей: дальнейшее повышение эффективности бизнес-процессов и более привлекательный внешний вид. Были разработаны и внедрены маркетинговые концепции согласно которым ресторан превращался в фаст-фуд с быстрой оборачиваемостью потока клиентов. Уже тогда появились такие нововведения, как малоудобные жесткие стулья с откинутой спинкой и плотное обустройство столиков, чтобы личное пространство посетителей не оставалось неприкосновенным, тем самым не позволяя кому-то задерживаться слишком долго. Эти и другие уловки не только используются в ресторанах МакДональдс и по сей день, но и по сути были взяты на вооружение многими и многими ресторанными сетями (в т.ч. Subway, KFC и Burger King).
Весьма удивительно, но компания получила мировую известность и имя не благодаря братьям МакДональдам.
В 1954 году никому ещё не известный Рей Крок, продавец оборудования для приготовления молочных коктейлей, выяснил, что некий небольшой ресторан в Сан Бернардино (Калифорния) использует целых 8 аппаратов по приготовлению коктейлей. Тот факт, что такое количество машин используется в одном небольшом ресторане, говорил о том, что ресторан этот посещает огромное количество людей. Рей был не на шутку заинтригован, поэтому он не замедлил отправиться взглянуть на этот ресторан. Присоединившийся к нему приятель Чарли Льюис уже тогда предложил несколько нововведений в рецепт бургера, которые в последствии были реализованы. Кстати, этот же ресторан позже посетит и Джеймс МакЛамор, основатель сети Бургер Кинг.
Веря в неограниченный потенциал ресторана, Крок предложил братьям МакДональдам развиваться по новой франчайзинговой модели, которую сам он и разработал. Этот момент и стал золотой вехой франчайзинга, ознаменовав собой совершенно новую эпоху. Конечно, некий прообраз франчайзингового сотрудничества существовал ещё за 100 лет до Крока, но именно он предложил модель, которая впоследствии стала классической. Впрочем, братья Ричард и Морис отнеслись к предложению скептически и не хотели рисковать. Рей Крок проявил решительсть и предложил взять на себя ответственность за создание новых франшиз в других городах, в т.ч. в совсем маленьких. После визита он вернулся в свой дом с правами на создание ресторанов McDonald`s по всей стране, за исключением нескольких территорий в Калифорнии и Аризоне, которые уже были лицензированы братьями Макдональдса.
Первый ресторан Крока открылся 15 апреля 1955 года. Художника Юджина Райта, который разрабатывал оформление этого ресторана, попросили придумать цветовую схему, и он выбрал желтый и белый, с темно-коричневым и красным цветом - вторичные цвета отделки. Эти цвета станут фирменными цветами ресторанов сети.
Как только первый ресторан Крока открылся, он не стал медлить и приступил к активному поиску франчайзи. И успех не заставил себя ждать - пошла цепная реакция всё новых и новых открытий, а отзывы самих франчайзи о головокружительных объемах продаж только подогревали всеобщий интерес.
В 1961 году, сконцентрировашись на идее, что его сеть должна стать крупнейшей в США, Крок выкупил долю братьев МакДональдов за 2,7 миллиона долларов. Также, согласно устной договоренности братья также должны были получать 0,5% от годовой выручки сети, но эта позиция не была прописана в договоре и позже Крок отказался её выполнять. Если бы братья изначально закрепили свое первоначальное соглашение, то они или их наследники получали бы сегодня более 100 миллионов долларов в год. Таким образом, братья МакДональды остались с гонораром от продажи и с одним рестораном, который позже вынуждены были переименовать, поскольку у них не было прав на бренд.
В том же 1961 году был построен Университет Гамбургерологии для подготовки квалификации будущих франчайзи. Позже подобные университеты были открыты в Токио, в Лондоне и в Мюнхене.
В 1962 году компания представила сейчас уже всемирно известный логотип с двумя золотыми арками.
Рей Крок верил, что вложения в рекламу должны окупиться с лихвой, и рекламная деятельность всегда играла ключевую роль в развитии корпорации. Пристальное внимание к деталям стало одной из причин экстраординарного успеха компании. Но не все инновации и нововведения разрабатывались руководством компании. Так, в 1968 году один из франчайзи предложил новый вид гамбургера - Биг Мак, ставший впоследствии суперзнаменитым; а в 1997 году франчайзи из Канады предложил новый десерт - МакФлурри, который впоследствии стал одной из лидирующих позиций по продажам.
Финансовые требования
Минимальный объем требуемых инвестиций: 500 000 $.
Паушальный взнос: 45 000 $.
Ставка роялти: 4%.
Рекламные отчисления: от 4%.
Сроки окупаемости во многом зависят от города и расположения в нём.
Ниже, всего в 2 клика, вы можете мгновенно узнать, сколько людей хочет купить франшизу McDonald`s:
Обучение персонала франчайзи
В региональном головном представительстве: 75 часов.
В ресторане франчайзи: 6-24 месяца.
География франчайзинговой деятельности McDonald`s
Франчайзер ищет новых франчайзи в различных странах мира, но не во всех. По понятным причинам те или иные обстоятельства заставляют франчайзера в определенных странах открывать только собственные рестораны, поэтому купить франшизу можно не везде.
Украина была 102-й страной, в которую пришел McDonald`s. По данным 2017 года в Украине работает 79 ресторанов сети, но все они находятся в собственности компании, франшиза в данный момент не продается, поэтому её нет в каталоге франшиз.
Вложения McDonald`s в собственные точки в Украине:
• фуд-корт: до 1 млн.$.
• ресторан в отдельном здании: 1.2 - 2.5 млн.$.
• реконструкция: 700 тыс.$ - 2.5 млн.$.
Инфографика McDonald`s в Украине
| 11.13.2021, Франчайзинг: Как купить франшизу. Как открыть МакДональдс (McDonald`s) по франшизе Пошаговая инструкция для желающих войти в состав сети McDonald`s и открыть ресторан. Описание модели бизнеса, цен и требований к партнерам. Информация по семинарам, конференциям и тренингам, где можно пообщаться с другими франчайзи и получить отзывы. |
| 11.13.2021, Франчайзинг: Как купить франшизу. Король франчайзинга #6: фильм о франшизе. В завершение цикла статей о франшизе МакДональдс мы познакомим вас с фильмом "Основатель", повествующем о человеке, который создал самую известную ресторанную сеть МакДональдс и разработал классическую франчайзинговую концепцию. Фильм производст |
| 11.13.2021, Франчайзинг: Как купить франшизу. Король франчайзинга #4: вирусный маркетинг в картинках и видео Доверие, уважение и лояльность будущих клиентов завоевывать не так-то просто, даже если речь идет о всемирно известных брендах. Профессиональные маркетологи из шкуры вон лезут, только бы удивить обывателя и добиться его расположения. |
| 11.13.2021, Франчайзинг: Как купить франшизу. Король франчайзинга #2: гамбургеры и международная экономика Представьте влияние, которое оказывает обычный бургер на мировую экономику! Каждый год журнал «The Economist» публикует Индекс Биг Мака для измерения паритета покупательской способности между странами. |
| 11.13.2021, Франчайзинг: Как купить франшизу. Король франчайзинга #1: удивительные вещи о McDonald’s которых вы не знали Врятли вы удивитесь, если узнаете, что у большинства людей слово франшиза ассоциируется именно с McDonald’s. И это неспроста, ведь компания McDonald’s стояла у истоков современного франчайзинга, а до 2010 года была крупнейшей в мире франчайзинговой сетью. |