Франшиза РОЗЕТКА предлагает открыть точку выдачи заказов в своём городе, при этом франчайзер говорит о возможности получения от 35 тысяч чистой прибыли в месяц.
Сейчас франшизой РОЗЕТКА и в особенностями отзывами о ней интересуется всё больше людей, поэтому мы решили подготовить большой обзор на эту тему.
Что представляет собой РОЗЕТКА
ROZETKA – крупнейший в Украине маркетплейс (площадка-посредник между продавцами и покупателями) и интернет-магазин одновременно. Важно не путать два этих понятия, маркетплейс и интернет-магазин это не одно и то же. Основной формат работы – «бизнес-клиент» (b2c), доля клиентов-предпринимателей ничтожно мала в общем потоке заказов площадки.
Сайт Rozetka.ua находится на 7-м месте по посещаемости среди всех украинских веб-ресурсов.
Для того, чтобы лучше понимать перспективы франчайзинга компании, следует обозначить некоторые ключевые этапы развития:
• 2005 г.: основание компании.
• 2008 г.: открыт первый офлайн-магазин на 120 м². В этом же году открыт второй магазин на 160 м², но вскоре он закрылся из-за падения продаж.
• 2016 г.: платформа добавила функционал торговой площадки, таким образом здесь стали продавать товары других продавцов.
• 2018 г.: в Киеве открыт гипермаркет площадью 6 тыс.м².
• 2020 г.: ассортимент товарных позиций насчитывает 10 миллионов!
Доля интернет-покупок в Украине год за годом стремительно растёт. При этом с каждым годом интернет-гигант ROZETKA только укрепляет свои рыночные позиции и наращивает объемы продаж.
Изначально онлайн-ритейлер серьезно рассматривал концепцию франшизы магазина ROZETKA, однако затем отказался от неё, сфокусировавшись на открытии пунктов выдачи, действующих по франчайзингу. В этом случае открытие и запуск бизнеса потребуют несопоставимо меньше вложений, управлять пунктом выдачи проще, а рисков в разы меньше.
Перспективы франчайзинговой модели на рынке
Компания имеет отделения в Киеве, Одессе и Броварах. Основной поток заказов клиентам доставляется посредством службы экспресс-доставки «Новая Почта», которая насчитывает свыше 6 тысяч (!) отделений по Украине. При этом же, и для «Новой Почты» «РОЗЕТКА» обеспечивает весьма ощутимую долю в общем объеме заказов на доставку. Таким образом, налицо явная ниша, на освоении которой «РОЗЕТКА» именно сейчас фокусируется, а франчайзинговый формат открытия отделений выдачи может вполне себя оправдать.
Высоковероятно, что львиную долю доставок заказов РОЗЕТКА не сможет отобрать у своего контрагента, в силу следующих объективных причин:
• Количество отделений.«Новая Почта» далека от установления своей гегемонии на рынке, та же «УКРПОШТА», а также некоторые другие сервисы экспресс-доставки благодаря своим преимуществам (например, низкая цена) удерживают свою долю рынка и даже развиваются. Однако сеть отделений выдачи маркетплейса не сможет выигрывать конкуренцию с повсеместно присутствующим сервисом экспресс-доставки даже в борьбе за львиную долю своих же собственных заказов. Для ориентиров несколько цифр: «Новая Почта» насчитывает свыше 6 000 отделений; количество городов в Украине – 460. Отделение выдачи маркетплейса целесообразно открывать только в достаточно крупных населенных пунктах (о том, что это означает для франчайзи, будет сказано ниже). Маркетплейс может быстро открыть огромное количество пунктов выдачи, тем более, что франчайзинговая модель хорошо для этого подходит, но это количество, равно как и география покрытия - всё равно будут несопоставимыми с гигантом экспресс-доставки, с вытекающими отсюда последствиями.
• Качество обслуживания. Высокие стандарты качества обслуживания «Новой Почты» - это то, чего не замечают клиенты, но то, что очень сложно построить. Существует целый ряд критериев, в котором несоответствие даже по одной позиции чревато потерей доверия украинцев. Высокая планка качества – не невыполнимая задача, но требующая огромных ресурсов и опыта, который не дается сразу.
• Скорость доставки.«Новая Почта» построила в Украине десятки суперсовременных сортировочных терминалов. Здесь используются в прямом смысле слова инновации. Во многом благодаря этому обеспечивается высокая скорость доставки, а, значит, и конкурентоспособность. Для примера: мощность одного только Киевского инновационного логистического центра с автоматизированной сортировочной системой – до 50 тыс. посылок в час.
• Инфраструктура.«Новая Почта» множество лет вкладывалась в собственную инфраструктуру работы с посылками. Объемы этих инвестиций – до $ 100 млн./год. Это не только терминалы и отделения, но и скутеры, пикапы, междугородные контейнеры, почтоматы и т.д и т.п. В качестве одних из основных инновационных приоритетов – роботизированные тележки для перевозки грузов и постройка первого грузового терминала с роботизированной системой сортировки паллет и крупногабаритных грузов.
• Поток клиентов. Низкая себестоимость доставки и выдачи товара – возможна только при колоссальных масштабах количества заказов.
Однако даже при всём этом потенциал извлечения выгоды от построения собственной доставки и сети пунктов выдачи – весьма высок.
Не исключено, что компания РОЗЕТКА может уже на первых этапах внедрения франчайзинга:
• Активно использовать аутсорсинг. Это актуально там, где нет пока собственной инфраструктуры – склады, транспорт, курьеры и многое другое. Такая временная мера будет означать больше издержек на благо поддержания качества и удобства сервиса для клиентов.
• Пересмотреть преференции, которые получает «Новая Почта» при работе с посылками от «РОЗЕТКИ». В борьбе за клиента нет смысла предоставлять конкурирующему контрагенту чрезмерно лояльные условия. При таком уходе от status quo маржа службы экспресс-доставки может поменяться, а привлекательность услуги для клиента уже может не быть прежней.
• Сформировать конкурентную низкую стоимость доставки для клиента. В том числе, на первых порах низкая цена скорее всего будет означать работу "в минус", однако с течением времени конкурентная цена будет завоевывать всё больше клиентов, что, в свою очередь, снизит среднюю себестоимость услуги, с перспективами извлечения высокой чистой прибыли в среднесрочной перспективе.
• Сформировать лояльные условия для клиента при получении через собственные точки. Например, при заказе товара свыше некой суммы для покупателя доставка становится бесплатной при условии, что товар будет доставлен в точку выдачи РОЗЕТКА. Таким образом культивируется получение заказов покупателями через свои пункты выдачи, а расходы всё равно частично или полностью будут скомпенсированы маржей от дорогого заказа. Возможно также внедрение особых программ лояльности, стимулирующих пользоваться пунктами выдачи РОЗЕТКА.
• Разработать специальное приложение для трекинга посылок клиентами.
• Уделять особенное внимание самым первым франчайзинговым партнерам. В таких случаях франчайзерам даже иногда свойственно работая в минус вкладываться в успех и эффективность первых франчайзи. Высоковероятно, что первые партнеры получат гораздо больше, нежели те, кто придут в составе основной волны. Однако отчасти это преимущество компенсируется недостатком отлаженности, наличие которого просто неизбежно на первом этапе.
• Гибко регулировать корпоративные франчайзинговые стандарты в ходе оптимизации работы первых партнеров.
• В долгосрочной перспективе может рассматриваться выход за пределы нужд доставки собственным клиентам. Свой сервис доставки и сеть пунктов выдачи смогут предлагать свои услуги другим интернет-магазинам. О роли службы экспресс-доставки говорить пока рано, но и это тоже возможно в отдаленном будущем.
Как устроен процесс работы по франшизе РОЗЕТКА:
Пример использования помещения под пункт выдачи франчайзи:
Требуемая площадь помещения: от 40 - 80 м²
Помещение должно быть расположено на 1-м этаже.
Требования к расположению – густонаселенная часть города. Для удобства отгрузки необходим подъездной путь для малотоннажных грузовых автомобилей.
Допускается использование помещения, которое находится в собственности у партнера-франчайзи. В качестве одного из основных требований также указывается необходимость наличия управленческого опыта.
Что предлагает франчайзер
Онлайн-ритейлер обещает предоставить своим франчайзи право на использование бренда ROZETKA и предложить отлаженный механизм для качественного обслуживания клиентов, с соответствующим извлечением заработка. Но, пожалуй, самая приятная особенность франшизы – то, что франчайзер обеспечивает партнера большим потоком клиентов; проблема, которую франчайзи должен решать в большинстве других франшиз, здесь уже решена.
Франчайзи обязуется постоянно отправлять своих сотрудников на обучение в материнской компании. При этом, владелец точки выдачи должен неукоснительно соблюдать корпоративные стандарты ROZETKA и поддерживать высокое качество обслуживания. Бизнес-процессы управляются при помощи собственного ПО ритейлера.
Принципиальной разницы в работе собственных отделений и франчайзинговых – не существует.
Вопросами логистики, доставки, в т.ч. курьерской – владелец пункта выдачи не занимается.
Компания заявляет о своей максимальной вовлеченности в развитие бизнеса партнеров.
Главные цифры франшизы РОЗЕТКА
• Минимальный объем инвестиций на открытие бизнеса по франшизе: от 635 тыс.грн.
• Ориентировочная чистая прибыль партнера: от 35 тыс.грн./мес.
• Ориентировочные сроки возврата инвестиций: до 1,5 года.
Основная часть инвестиций должна пойти на закупку партнером мебели, складкского оборудования, на проведение ремонта и все прочие расходы "под-ключ". Кроме этого, франшиза РОЗЕТКА включает в себя паушальный взнос.
В ближайших планах франчайзера – открытие первых тестовых точек выдачи, в приоритете – крупные города Украины, однако франшиза может быть открыта и в совсем небольших населенных пунктах. За первую неделю после заявления о запуске франшизы ROZETKA получила свыше 300 заявок от потенциальных франчайзи, как сообщает Владислав Чечеткин – совладелец компании. При условии подключения всех этих франчайзи, общая сумма инвестиций, вкладываемых партнерами в развитие сети, составит ~6,8 млн. долл. США.
При этом, всего 7% будущих партнеров собираются привлечь средства извне, остальные – планируют использовать собственный капитал.
В среднесрочной перспективе планируется открытие тысячи франчайзинговых отделений.
ROZETKA – не первый среди крупных интернет-ритейлеров, выбравших франчайзинг для собственного развития. Такие гиганты, как Alibaba и Amazon вполне успешно используют во многом схожую модель, поэтому франшиза от РОЗЕТКИ – вполне ожидаемый шаг.
Перспективы будущего роста во многом будут зависеть от конечного клиента РОЗЕТКИ и его лояльности при работе с франчайзи. Если корпоративные стандарты не будут достаточно строгими, если один и тот же уровень качества обслуживания не будет поддерживаться в каждом франчайзинговом отделении – в этом случае будет риск потери лояльности клиента и возможны репутационные издержки для материнской компании. Существует много примеров, когда всемирно известный бренд запускал франчайзинговое направление, но не имея способности обеспечить единое высокое качество по всей сети, вынужден был приостанавливать продажу франшизы. Впрочем, суперуспешная компания ROZETKA вряд ли кого-то разочарует своей некомпетентностью, остаётся только ждать отзывов от уже действующих предпринимателей о франшизе: насколько они будут довольны и будут ли оправданы их ожидания. Очевидно, что колоссальный спрос на то, чтобы купить франшизу, РОЗЕТКА будет испытывать не только на старте, но и постоянно, даже несмотря на то, что у партнеров уже должно быть помещение в собственности. Огромный спрос на франшизу позволит франчайзеру щепетильно отсеивать только самых надежных партнеров, которые готовы взять на себя большую ответственность, серьезно относиться к обучению персонала и поддержанию высокого качества.
Озвученный франчайзером ориентир – открытие 1 000 точек – может быть с легкостью пройден, при желании такой известный и уважаемый бренд может продать гораздо большее количество франшиз. Вопрос только в том, что получит на выходе конечный клиент и франчайзи. Если, к примеру, отделение открывается в населенном пункте с численностью 10 000 человек, то совсем не факт, что поток заказов сможет обеспечить владельцу желаемую прибыль.
Представленная франчайзером ориентировочная чистая прибыль (а всем понятно, что никто пока не знает, какой она будет в действительности в среднем по сети) – не слишком высока, если сравнивать с другими успешными франшизами в данном ценовом диапазоне, при этом большинство из них не требует наличия помещения в собственности. Однако одним из главных преимуществ франшизы РОЗЕТКА является узнаваемость бренда, это стабильный бизнес со стабильным доходом на долгие годы.