Франшизы медицинских лабораторий

Информация
Франшизы медицинских лабораторий

18.11.2021



Коммерческие лаборатории медицинских анализов в Украине стали появляться ещё много лет назад, до этого все исследования биоматериалов проводились только на базе государственных учреждений. Поначалу частные лаборатории обслуживали только заказы государственных структур, но затем сформировали рынок обслуживания частных лиц.

В условиях «коронакризиса» услуги по проведению медицинских исследований биоматериалов стали ещё более востребованными, лаборатории давно проводят ПЦР-диагностику коронавирусной инфекции и диагностику на антитела. В связи с коронавирусными ограничениями объемы исследований, назначаемых врачами, снизились, однако исследования связанные с коронавирусом составили заметную долю в выручке лабораторий. По косвенным сведениям на рынке можно судить о существенном росте спроса на франшизы медицинских лабораторий в период пандемии. Загруженность лабораторий не колеблется от сезона к сезону, к тому же, количество принимаемых анализов слабо связано с экономической ситуацией в Украине.
 

Франшиза медицинской лаборатории Украина


В сравнении с государственными, частные лаборатории по приему анализов обладают важными преимуществами: всё работает в одном месте, не нужно бегать по разным кабинетам; используется новое оборудование; всё происходит максимально быстро. Современные отделения по приему медицинских анализов предоставляют качественный сервис, что далеко не всегда можно сказать о больничных лабораториях. Кроме того, в современных частных лабораториях есть возможность выполнить тесты, недоступные в государственных учреждениях.

В условиях пандемии отсутствие очередей и большого количества людей становится не только условием комфорта, но и важным критерием безопасности. Нередко клиенты не приходят за результатами анализов, а забирают их по электронной почте или прямо на сайте лаборатории, что также достаточно удобно. Средний срок ожидания результатов анализов 1-2 дня.


Конкуренция на рынке медицинских анализов


Год за годом конкуренция на рынке лабораторных анализов растёт. С одной стороны, в эту сферу деятельности несколько лет назад было сложнее входить, поскольку было меньше предложений от франчайзеров, к тому же, эти франшизы были не настолько отлажены, как сегодня. С другой же стороны, стремительно возросшая конкуренция сегодня существенно осложнила возможности освоения рынка новичками.

На фоне растущей конкуренции одно из главных усилий в борьбе за клиента направлено на расширение перечня предоставляемых анализов. Наряду с новыми разновидностями анализов, стала востребована экспресс-диагностика.

Для крупных компаний-франчайзеров деятельность франчайзинговых отделений способна вносить существенный вклад в формирование дохода, поэтому привлечение новых партнеров остается одним из приоритетов подобных компаний. Сотрудничая с франчайзи, материнская компания задействует минимум ресурсов, практически не принимая активного участия в управленческих процессах франчайзингового отделения, что позволяет быстро развивать сеть без особых проблем с привлечением капитала. Вместе с тем, у каждой крупной компании лабораторных анализов всегда есть фокус своих интересов, зависящий от населения города и конкурентной среды в его конкретной части города.

В крупных городах мало освоенные конкурентами и перспективные густозаселенные спальные районы могут быть интересны крупным компаниям для открытия собственного представительства, в этом случае у потенциального франчайзи может не оставаться возможности опередить своего же франчайзера в некой конкретной локации.

Несмотря на то, что в городах-миллионниках франчайзеры уже практически не оставляют возможностей для подключения франчайзинговых партнеров, в других городах количество отделений по приему анализов, как франчайзинговых, так и принадлежащих материнским компаниям, стремительно растет. Среди новинок готового бизнеса БизРейтинга появилось предложение о продаже действующего франчайзингового отделения «Дила» в Киеве, позволяющее войти в столичную сеть.


Франшизы лабораторий по приему анализов


В Украине работает множество частных лабораторий, но франчайзинговое сотрудничество предлагает только небольшое количество компаний, преимущественно крупных (Синэво, ИНВИТРО, Invivo, Дила, МедЛаб и пр.).

Франшиза – самый простой способ открытия отделения лаборатории по приему анализов. В этом случае наличие медицинского образования не обязательно. Сотрудничество с крупным франчайзером позволяет обеспечивать прием свыше тысячи видов анализов.

Только крупные компании располагают дорогостоящим оборудованием и способны обеспечить высококлассное обучение персонала, а также полноценную систему контроля качества. Кроме того, только крупные компании за счет оптовой закупки реактивов способны предоставить конечному потребителю низкие цены. Отдельные редкие исследования обходятся клиентам достаточно дорого потому, что под них заказываются небольшие партии расходных материалов.
 

Лабораторные анализы


Главной особенностью франчайзинговых сетей в данной сфере является централизация: франчайзи не открывает полноценную лабораторию, а только отделение по приему анализов, франчайзер же открывает один или несколько крупных медицинских центров, оснащенных новым и дорогим оборудованием.

Франчайзер максимально заинтересован в том, чтобы деятельность каждого отделения осуществлялась в соответствии с корпоративными стандартами, поэтому работа франчайзи строго контролируется, а при возникновении сложностей франчайзер должен оказывать поддержку. Для сотрудников франчайзингового отделения франчайзер организовывает тренинги и обучающие программы. Всё, что касается сбора и транспортировки биоматериалов – обеспечивается франчайзером. Поиск кадров, обустройство помещения, оплата аренды, локальная реклама, организация отправки биоматериалов, соблюдение стандартов и прочее – задачи франчайзи.

Подключаясь к сети, франчайзи избегает длительных и сложных процедур по оформлению лицензий. В основной своей массе франшизы лабораторий медицинских анализов лишены вступительного взноса. Роялти может варьироваться от плотности заселенности района или вовсе отсутствовать. В большинстве случаев роялти не превышает 2 %. Минимальный объем вложений на открытие отделения по приему анализов при содействии крупной франчайзинговой компании обойдется минимум в несколько десятков тысяч долларов США. Минимальное количество сотрудников 2-3 человека.

Выручка франчайзингового партнера состоит из забора биоматериала, лабораторных анализов и других возможных услуг. Весь доход от сбора биоматериалов остаётся у франчайзи, тогда, как от лабораторных анализов остаётся примерно треть (до 40%). Выручка франчайзингового партнера может составлять около 10 тысяч долларов США, хотя, разумеется, эти цифры слишком колеблются от местоположения и франшизы.

Отдельные франчайзеры могут накладывать на франчайзи штрафы в случае нарушения корпоративных стандартов и правил.

Франчайзеры заявляют о сроках возврата вложений в пределах до двух лет. При этом, франчайзеры не помогают потенциальным франчайзи привлекать стартовый капитал.

Сотрудничество по франшизе позволяет экономить на целом ряде затрат, таких, как работа call-центра, программное обеспечение, расходные материалы и многое другое. В зависимости от франшизы, франчайзи также может получать компенсацию доли расходов на доставку анализов в лабораторию. При этом, чем дальше центральная лаборатория франчайзера расположена от франчайзингового отделения, тем больше затрат будет уходить на логистику, что в ряде случаев может компенсироваться надбавкой к стоимости услуг для клиентов.

Местоположение, а также само помещение – главные для франчайзера критерии при одобрении заявок на покупку франшизы. Также обязательно, чтобы отделение имело собственный вход с улицы, а размещение возможно только на 1-м или 2-м этаже. Площадь требуемого помещения – от 40 до 70 м.кв. (нежилой фонд). Обязательна возможность установления вывески. Затраты на аренду подходящего помещения стартуют от 50 долларов США за м.кв. / месяц в Киеве, для других городов это могут быть значительно меньшие суммы.










Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга