22.07.2013
При обилии предложений о продаже франшиз в Украине, большому количеству развивающихся франчайзинговых сетей и жесткой конкурентной борьбе между ними потенциальному франчайзи очень непросто сделать правильный выбор. Именно поэтому каждый начинающий предприниматель должен знать, на что следует обратить свое внимание при исследовании рынка франчайзинга.
Приобретение франчайзинговой концепции может быть привлекательным способом для некоторых людей, мечтающих о собственном бизнесе. В идеале, компания-франчайзер имеет проверенную на практике бизнес-модель, которую она передает новому владельцу бизнеса существенно экономя его денежные средства, энергию и время. Затраты перечисленных ресурсов значительно возрастают при решении предпринимателя самостоятельно создать свою независимую концепцию ведения бизнеса.
К сожалению, по ходу своего исследования рынка я обнаружил, что много франчайзинговых компаний так и не достигли этого идеала. Вспомните всю эту шумиху, поднявшуюся несколько лет назад вокруг bricks-and-mortar магазинов аукциона eBay. Создание разветвленной сети складов-магазинов eBay находящихся в шаговой доступности, где главное внимание уделялось разработке сайта, а не дизайну или расположению самой точки. Многие из тех отделений в итоге потерпели неудачу.
И это не единичный случай. Исследования, проведенное в США управлением по делам малого бизнеса показало, что только 62 процента малых франчайзинговых предприятий начавших свою деятельность в 1986 и 1987 годах выстояли к 1991 году. В тоже время не франчайзинговые сети и другие виды коммерческой деятельности (независимые компании) продемонстрировали выживаемость на уровне 68 процентов.
Франчайзинг все еще может быть хорошей возможностью, но для того, чтобы оправдались ваши ожидания необходимо сделать нечто большее, чем просто «заглянуть под капот». Покупка франшизы позволит вам сосредоточиться исключительно на получении дохода, а не тратить свое время на создание и развитие системы.
На протяжении многих лет выступая в качестве бизнес консультанта и помогая подобрать подходящий вариант людям решившим купить франшизу, я заметил целый ряд предупреждающих знаков, на которые обязательно должны обратить свое внимание начинающие франчайзи.
Выбор франшизы. Предупреждающие знаки для франчайзи:
- Добрая половина действующих франчайзи не делают такие деньги, какие хотели бы делать. То есть, реальный доход не оправдывает их ожидания. В договоре о раскрытии информации о франшизе и франчайзи должна быть указана статистика, а также и то, сколько денег в перспективе может заработать потенциальный франчайзи. Условно разделите всех действующих франчайзи компании на три группы по уровню доходов: первая - высокий доход, вторая - средний и третья - ниже среднего, то есть, неудовлетворительный показатель. Если прибыль франчайзи, которые относятся к средней группе, не соответствует вашим ожиданиям, и значительно меньше той суммы, что вам нужна для удовлетворения своих финансовых потребностей, убегайте оттуда.
- Франчайзер во всех неудачах обвиняет своих франчайзи. Не позволяйте франчайзеру объяснять плохие финансовые показатели во второй и третьей группе тем, что франчайзи не понимаю системы. Так что получается, что большая часть действующих франчайзи неудачники или бездари? Если компания-франчайзер не в состоянии адекватно проводить отбор франчайзи, не наводит ли вас это на мысль, что от подобной франчайзинговой системы не стоит ждать ничего хорошего?
- Модель находится в состоянии постоянных изменений. Если компания продавец франшизы постоянно возиться со своей концепцией подвергая ее систематическим изменениям, необходимо спросить, почему это происходит. Вполне вероятно что эта бизнес-модель не прошла «обкатку» и в настоящий момент требует доработки и просто не в состоянии эффективно работать.
- Отсутсвует взаимодействие, франчайзи предоставлены сами себе. Осуществляет ли компания запускающая франшизу поддержку своих франчайзи на должном уровне, есть ли среди ее сотрудников специалисты, которые будут выслушивать и решать проблемы франчайзи? Или «счастливого» покупателя ожидает бюрократический кошмар, демонстрирующий низкую заботу о франчайзи, полное безразличие к результатам совместной работы и деловых отношений? Только вряд ли вы получите ответа на этот вопрос у франчайзера. Да и спрашивать подобное напрямую довольно грубо и выходит за рамки делового этикета. Поговорите с несколькими франчайзи, будет идеально, если найдете бывших, вышедших из системы. Только от них вы можете узнать достоверную информацию о взаимоотношениях.
- Франчайзер держат бизнес в семье. Иногда франчайзинг представляет собой семейный бизнес, а компании могут быть слишком уютными, и превращаются в доброжелательные диктатуры, где высокое значение придается отношениям и практически полностью отсутствует забота о результатах. Сторонитесь тех компаний, которыми управляют члены одной семьи. Слишком часто я видел франчайзинговые компании, где владельцы назначают родственников на ведущие должности, при этом игнорируя кандидатов более достойных и соответствующих этой работе. Хорошая компания-франчайзер в первую очередь заинтересована в высококвалифицированной и опытной управленческой команде.
Вот что может помочь франчайзеру выделиться из общей массы:
- Франчайзер имеет незапятнанную деловую репутацию. Франчайзи говорят, что верят людям, управляющим головной компанией? На месте покупателя, просматривая Каталог франшиз, я бы первым делом искал компанию, руководителю которой не чуждо чувство вдохновения и четкое виденье целей. Но как они поведут себя, когда придет время действовать? Вы точно будете знать мотив, который движет этими людьми? Любую компанию, которую вы присматриваете для покупки необходимо проверить. Как минимум вы можете поискать в сети отзывы и упоминания связанные с названием компании и именами владельца. И дальнейшее развитие событий уже зависит от того что вы увидите - ссылки на их успешную и честную предпринимательскую деятельность или жалобы обманутых клиентов?
- Уникальная и прогрессивная концепция бизнес-модели. Если сегодня франчайзинговая сеть компании приносит хорошую прибыль, обязательно примите это к своему сведению, но не стоит преждевременно очаровываться. Будет ли она приносить эти же деньги через пять или семь лет? Пока вы не проработаете от пяти до десяти лет, вы вряд ли не сможете получить полноценную отдачу от затраченных инвестиций. Я помню франшизу компании, которая помогала бизнесменам разрабатывать веб-дизайн для первых сайтов, когда Интернет еще был для всех в новинку. Идея проработал какое-то время, но не оказалась жизнеспособной.
- Компания уважает своих франчайзи. Макдоналдс находиться на вершине и является лучшим образцом для подражания, когда речь заходит о сотрудничестве с франчайзи. Большинство из успешных многомиллионных идей McDonalds, в том числе сэндвич с рыбным филе, пришли в сеть от франчайзи. По большому счету львиная доля успеха корпорации заключается в отборе одаренных франчайзи, которые знают, что они говорят и делают. Макдональдс имеет хорошую деловую репутацию и уважение франчайзи так как прислушивается к своим деловым партнерам и уважает их мнение.
Кроме того, не лишним будет прислушаться к своему субъективному мнению и убедитесь, что эта конкретная франшиза подойдет вам как нельзя лучше. Просто потому, что это хороший бизнес, еще не означает, что это хороший бизнес именно для вас. Не каждому предназначено судьбой стать хорошим поэтом. Как и далеко не каждому суждено быть хорошим бухгалтером. Так же, далеко не все обладают потенциалом необходимым для запуска и управления любым бизнесом. Среди всех выставленных на продажу франшиз вы должны найти такую, которая будет максимально соответствовать имеющимся у вас навыкам. Это сделать гораздо проще, чем затачивать навыки под конкретную франшизу.
Обратите особое внимание на то, что типичный франчайзи делает в бизнесе каждый день. Убедитесь, что у Вас есть навыки, необходимые для победы в этом нелегком деле, и что вы найдете работу, благодаря которой вы почувствуете свою значимость и будете чувствовать моральное удовлетворение.
Условия размещения в нашем каталоге франшиз можно посмотреть в прайсе.
По материалам Entrepreneur. Переведено для БизРейтинг