02.03.2018
Франшиза или действующий бизнес, вот в чем вопрос. Перед современным предпринимателем стоит дилемма не меньшая чем перед датским принцем. Несмотря на свое родство, независимый бизнес и франчайзинг коренным образом отличаются друг от друга. Какая из этих моделей способна обеспечить наибольшую эффективность и максимальную безопасность инвестиций? Разобраться и выяснить, кто лучше в этом негласном противостоянии мы попытаемся в нашей статье.
Первым делом предприниматели, как правило, ищут ответ в интернете, что только больше их запутывает. На страницах авторитетных бизнес изданий они встречают множество историй успеха молодых франчайзи и франчайзеров. Но в то же время могут прочитать не менее захватывающие истории их неудач на форумах.
И ничего ужасного здесь нет. Вполне нормально для периода развития и становления, когда слабые и менее приспособленные уступают место более сильным и прогрессивным. Правила естественного отбора распространяются на бизнес во всех его проявлениях. Более того, следует также акцентировать ваше внимание на том, что процент неудач в бизнесе и франчайзинге приблизительно равен.
Франчайзинг или бизнес: где скрыт ключ к успеху?
Напрашивается сравнение, что купить франшизу это примерно так же как купить машину с автоматической коробкой передач: у вас есть автомобиль, он под вашим контролем, вы им можете управлять и это проще чем механика, но в то же время отсутствует некоторый функционал. Как в случае с франшизой, коробку автомат можно либо любить, либо ненавидеть.
В плане соотношения к численности населения, сторонников бизнеса «в режиме автомат» у нас не меньше чем в странах Западной Европы. На украинском рынке ведет деятельность около 500 франчайзинговых компаний и более 22 000 франчайзи. Цифры весьма впечатляющие. Но, как отмечают эксперты, несмотря на это рынок все еще не насыщен.
Пока еще места достаточно для всех. Даже приход американского гиганта общепита KFC ничуть не потеснит действующих на рынке операторов. Вам нужны доказательства? Зайдите в рестораны сети McDonald`s и попробуйте найти свободную кассу. Вряд ли у вас это получиться с первого раза. Наши «Маки» уже давно удерживают мировое первенство по загруженности. Так, по итогам 2011 года, McDonald`s возле станции метро «Вокзальная» в Киеве занял второе место в мире по посещаемости среди ресторанов сети.
Относительно сфер деятельности, то вкусы предпринимателей абсолютно идентичны. Если сравнить предложения мы увидим, что наибольшую инвестиционную привлекательность имеют розничная торговля и бизнес в сфере общественного питания:
· В каталоге готового бизнеса на портале БизРейтинг размещены 132 заявки магазинов на продажу и 119 заявок в категории «Рестораны, кафе, кофейни».
· В каталоге франшиз выставлено 27 магазинов и франшиз общественного питания суммарно 25 предложений.
Поэтому наиболее показательным и понятным будет сравнение объектов именно из этих категорий. И так как одна из предыдущих наших статей была посвящена магазинному бизнесу, сегодня мы уделим внимание сфере общественного питания.
Сравнение: успешная франшиза vs. готовый бизнес
Принципиальная разница между этими двумя моделями предпринимательской деятельности раскрывается при оценке основных функциональных возможностей, которые мы рассмотрим в коротком ликбезе.
Размер инвестиций
Франшиза: как правило, дешевле готового бизнеса, но не всегда. Стоимость успешной франшизы с мировым именем может превышать несколько сотен тысяч долларов, а иногда приближается к магической сумме в 1 млн. $.
К примеру, размер инвестиций для покупки франшизы ресторана быстрого обслуживания KFC составляет более 700 000$. Приобретение франшизы магазина итальянского нижнего белья Intimissimi обойдется инвестору более чем в 220 000 евро, из которых 52 000 будут служить банковской гарантией надлежащего исполнения франчайзи всех условий по договору.
Бизнес: стоимость покупки напрямую зависит от прибыльности предприятия, может значительно возрасти в случае, когда недвижимость находится в собственности. В целом, купить отлаженный прибыльный бизнес, имея в портфеле 50 000$ довольно сложно. Франчайзинг предоставляет предпринимателям такую возможность.
Свобода действий в управлении бизнесом
Франшиза: действуют определенные ограничения в рамках договора. Соблюдение корпоративной политики и всех требований франчайзера. Обязательна систематическая оплата роялти, часто рекламных отчислений и т.д.
Бизнес: после покупки – вы полный хозяин и распорядитель предприятия. С этого момента планирование полностью лежит на вас. Приоритетность расходов определяете только вы исходя из ваших личных соображений, финансовых возможностей и планов.
Узнаваемость бренда
Франшиза: наряду с лояльностью потребителей, известное имя это преимущество крупных франчайзинговых сетей. Как это грустно бы не звучало, но большинство отечественных франчайзеров не обладают этим преимуществом.
Бизнес: стабильную и высокую прибыль может обеспечить база постоянных клиентов проработавшего несколько лет бизнеса.
Предпринимательские риски и безопасность инвестиций
Франшиза: обеспечивается за счет бдительности, профессиональности и требовательности франчайзера. Продуманная и обкатанная модель ведения бизнеса, под контролем «куратора» сокращает риски до минимума. При покупке франшизы существующие риски в основном связаны с репутацией сети и отношением франчайзера к своим деловым партнерам.
Бизнес: обеспечивается за счет профессионализма и личного опыта предпринимателя, также немало зависит от честности продавца.
Доход и прибыль
Франшиза: необходимость систематических отчислений роялти пугает инвесторов не меньше обязательств по договору. Но у медали две стороны. Отдать часть заработка гораздо лучше, чем не иметь совсем ничего.
Когда возникает чувство, что эти деньги вы отдаете не просто так, значит, скорее всего, вы либо созрели для самостоятельной бизнес деятельности, либо вам не повезло с франчайзером.
Бизнес: в отличие о франшизы на основании опыта предыдущих лет владелец может гарантировать прибыльность предприятия на определенном уровне. Правда не стоит забывать о влиянии на бизнес личности владельца. Многие контакты могут быть завязаны на него и после продажи не перейдут к вам.
Все, что было сказано выше совсем не ново. Должно быть, вы уже не раз слышали эти заезженные догматы. Но тут есть один нюанс... Перечисленные нами преимущества – это далеко не правило, так как все вместе в одном объекте они не встречаются. Это теоретическое описание идеального предложения. А идеалов как вы знаете, в природе не существует.
От теории к практике
Все что казалось простым и понятным в теории рушиться как карточный домик, когда начинаешь рассматривать конкретные рыночные предложения. Но мы не будем сейчас вдаваться в подробности, и углубляться в этот дремучий лес.
Тут работает одно простое правило. Оценивая привлекательность действующего бизнеса, спросите себя: я могу получить такую же прибыль, инвестируя в покупку франшизы?
Если речь идет о малом бизнесе стоимостью до 100 тыс. долл. это вполне реально, только затраты времени и усилий могут отличаться в разы. Но если вас все равно не покидают сомнения – проведите условный поединок между «претендентами». Оцените их преимущества балами и сравните итоговый рейтинг.
Обратите внимание: от концепции ресторана или магазина может зависеть его стоимость или размер начальных инвестиций, но никак не успешность и прибыльность бизнеса.
Рассмотрим преимущества франчайзинга и действующего бизнеса на конкретных примерах
Инвестиции в размере 100 тыс. долларов позволят стать владельцем небольшого ресторанного бизнеса. Так, к примеру, за 55 000$ можно купить кафе в Киевена Троещине с ежемесячной прибылью в пределах 4 000$.
Эта же сумма вполне позволяет купить успешную франшизу в сфере общественного питания. В качестве примера можно привести франшизу «Burger Club». Размер инвестиций необходимых для ее приобретения составляет 55 000$. Что касается прибыльности, представление о ней можно получить, рассмотрев действующую франшизу ресторана быстрого питания в Киеве, размещенную в каталоге франшиз у нас на портале. Мы видим, что прибыль вполне может достигать все тех же 4 000$.
То есть, соотношение инвестиций к потенциальной прибыли в этих случаях абсолютно одинаково. Поэтому вопрос, что может дать покупка действующего бизнеса, а что обещает покупка франшизы, необходимо рассматривать, выходя за рамки этих критериев.
Что касается свободы действий, независимый бизнес, безусловно, выигрывает. Но в то же время новому владельцу поддержки или консультационной помощи ждать будет не от кого.
Узнаваемость бренда играет на руку франшизе, так как бренд «Burger Club» достаточно известен и популярен на украинском рынке. Известность кафе, как правило, распространяется не далее района его расположения. За счет известного имени франшиза может легко превзойти прибыльность кафе, даже если они будут расположены рядом.
Предпринимательские риски зачастую выше при запуске бизнеса с нуля, коим и является открытие франчайзингового отделения. За время своей работы действующий бизнес доказал свою жизнеспособность и вышел на определенные показатели прибыльности – реальной, а не прогнозируемой.
Как можем видеть в заданных рамках «конкуренты» идут на равных. Поэтому инвестор может расширять их по своему усмотрению, либо принимать решение, руководствуясь своим субъективным мнением.
Маловероятно, что какая либо статья по покупке бизнеса или франшизы сможет вас подготовить к тому, с чем вы столкнетесь в реальности. Как вариант, существенно увеличить ваши шансы на удачную покупку может опытный бизнес брокер.
Если вам нужна помощь в покупке бизнеса или срочный подбор франшизы – специалисты портала БизРейтинг возьмут решение этих вопросов на себя и окажут профессиональную помощь, отталкиваясь от запросов и возможностей клиента.
Звоните нам по телефону (044) 50-12-593
или обращайтесь на почту info@bizrating.com.ua
Роман Бондаренко
БизРейтинг