
У нас был клиент — ректор частного регионального вуза, который решил продать бизнес и искал покупателя. Нашли крупный столичный вуз, который расширял региональную сеть. В городе у него уже был филиал, но он ютился в неудобном съемном помещении. А региональный вуз продавался вместе с помещением в собственности. Продавец и покупатель идеально подошли друг другу и сделкой остались довольны.Будь покупателем человек с улицы, который просто сел в кресло ректора, все могло быть иначе. Например, без нужных связей сложно продлить государственную аккредитацию.
Еще пример из практики. Бывший крупный чиновник, выйдя в отставку, решил заняться бизнесом на имевшиеся накопления и купил турагентство. Он нашел небольшой семейный бизнес: офис в центральном районе столицы, четыре или пять наемных работников, наработанная база клиентов, сайт. Прибыль была стабильной и выглядела соблазнительно. Сделка состоялась.А дальше для нового собственника, который ничего не понимал в туризме, начались сюрпризы. Оказалось, часть продаж обеспечивали сами собственники, львиную долю остальных — два ведущих менеджера продаж. Один сразу уволился. И своих клиентов увел за собой.
В продажах это обычная практика: опытный продажник ценен базой и личными контактами с клиентами и способен как привести их, так и увести. Бизнес не прогорел, но проседание по выручке в первые месяцы работы было ощутимым, а окупалось дело дольше, чем поначалу планировал покупатель. Будь у него опыт в туризме, знал бы, с какими проблемами столкнется и как будет их решать.
Например, ректор из нашего кейса решил отойти от дел. Он занимался этим бизнесом около 20 лет. А начал работать в сфере образования еще при СССР. Поэтому с началом рыночных отношений был относительно молод, понимал, что делает и вписался в новые реалии. А на момент продажи ему было уже за 60. Человек хотел получить свой, условно говоря, миллион и уехать в теплые края. Да и понимал, что время мелких игроков в его нише ушло, выживать и воевать с заходящими в регион крупными вузами стало труднее. Поэтому предпочел передать дело жизни крупному бизнесу. Так и получилось.Покупателю достался хороший бизнес: с лицензией, наработанной аудиторией потенциальных клиентов, именем, репутацией, помещением, студентами, которым доучиваться еще от одного до четырех лет. Покупатель заполучил неплохой актив: смог не только сэкономить на расходах, но и получить сразу готовый денежный поток в виде платы за обучение. К тому же у него был доступ к кредитованию. Так что в покупку он вложил в основном заемные средства, а из бизнеса изъял малую толику собственных.
Другой реальный пример нормальной причины продать бизнес. Собственник небольшой пекарни неожиданно оказался наследником работающего бизнеса и крупной суммы в США. Посчитав, решил: выгоднее уехать туда, а все активы в России, включая бизнес, продать. Покупателем стал его друг и партнер, который понимал, что бизнес продается не из-за убыточности и проблем, а по причине отъезда. Найдете что-то похожее — можно смело оформлять сделку.