
С практической точки зрения рыночная стоимость готового бизнеса определяется при помощи доходного метода. Грубо говоря, стоимость предприятия в момент продажи будет равняться произведению суммы ежемесячного дохода на прогнозируемый срок окупаемости. К примеру, если конкретный бизнес приносит своему владельцу порядка 10 тыс. у.е., а большинство потенциальных инвесторов желают, чтобы срок окупаемости предприятия не превышал двух лет, то стоимость такой компании, скорее всего, не будет превышать 240 тыс. у.е.
На сегодняшний день именно этот срок наиболее предпочтительнее для инвесторов. Однако, для розничных аптек данный критерий может достигать 3,5 года. Как уже говорилось ранее, показатель может возрасти при условии, что фармацевтическое предприятие продается вместе с недвижимостью. Тогда к временному критерию можно прибавить еще два года. Все дело в том, что любая недвижимость считается высоколиквидным активом, рыночную стоимость которого инвестор способен вернуть себе в любое время.
В большинстве случаев в качестве основного фактора, мешающего быстрой смене собственников аптеки, является чрезмерно завышенная ее стоимость. Конечно, владелец способен аргументировать ее огромными объемами вложений, имущественной стоимостью, своими прогнозами о развитии компании, которая может быть подтверждена данными независимой оценки. Однако это приводит к уменьшению числа покупателей и усложняет процесс продажи готового бизнеса данной направленности.
Дополнительная информация: Следует учитывать, что расширение ассортимента товаров, предлагаемых в аптеках, способно повысить общую рентабельность бизнеса. Так в частности, продажа минеральной воды в аптеках, конечно не заменит полноценное лечение в специализированных санаториях, но вполне может пользоваться спросом среди обычных покупателей, заботящихся о своем здоровье.