30.08.2011
В своей практике работы с клиентами, мне чаще приходилось встречаться с владельцами бизнеса, которые решили
продать бизнес целиком. А вот тех, кто был настроен на
продажу доли в бизнесе для обеспечения дальнейшего развития на порядок меньше...
Такое соотношение вполне можно объяснить. Люди просто опасаються запускать в бизнес постороннего человека. Хотя казалось бы, если причиной продажи малого и среднего бизнеса является именно нехватка денежных средств для расширения и психологическая усталость от многолетнего управления своим предприятием, то привлечение инвестора со стороны является наилучшим рецептом выхода из сложившейся ситуации.
Собственник продает часть доли в уже существующем бизнесе, проводя некий аналог "IPO для малого бизнеса" и получает живые средства для качественного скачка вверх. Рост прибыли от правильного вложения в уже сложившиеся бизнес процессы перекрывает потери от проданной доли и позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, опережая конкурентов. А если новый партнер еще и способен принести в бизнес свои связи, опыт или другие стратегические активы - то выгодность такой сделки намного выше, чем использование заемных средств (кредиты в банке) для решения такой задачи.
Для покупателя также существует немало вкусных "плюшек" от вхождения в уже сложившийся бизнес. Он минимизирует свои риски, поскольку входит в компанию с уже существующими денежными потоками и доказанной на практике бизнес моделью.
Но все это конечно в теории. На практике осуществить сделку купли-продажи доли в бизнесе не так просто. Начать с того, что достойных предложений на рынке готового бизнеса раз-два и обчелся. Я специально просмотрел несколько крупных популярных площадок в Интернет, и в основном мне попадались предложения войти в долю в стартапе, то есть вложиться в чужую непроверенную идею. Также встретил предложения купить долю в уже "мертвом" бизнесе, оцененную из расчета мало-кому нужной коммерческой недвижимости. Не буду утверждать, что интересных объектов вообще нет, просто они тонут в общей массе прочих предложений.
Среди свежих заявок о привлечении инвестора в малый бизнес я заинтересовался лишь предложением
войти в бизнес по дистрибьюции специализированной группы товаров. Перспективным мне показалось то, что товар, по словам владельца пользуется постоянным спросом, а сам бизнес отлажен и генерирует стабильные денежные потоки. Также в пользу продавца играет то, что деньги требуются в первую очередь на пополнение оборотных средств.
Завершая свою статью, хотел бы еще затронуть такой важный нюанс, как вопрос взаимоотношений между партнерами. Если ни одна из сторон сделки не имела ранее опыта подобного вхождения в бизнес, то рискуют обе. Конечно, профессиональный бизнес брокер способен предусмотреть и предупредить часто возникающие проблемы, но их услугами пользуются далеко не все.
Один из примеров наиболее часто встречающихся ошибок - это неумение отсеивать партнеров и не до конца обговоренные роли каждого из партнеров. Например, неопытный инвестор, который пришел к продавцу из совершенно другой сферы бизнеса. Он уже имеет свободные деньги от другого, ранее созданного им предприятия и готов их вложить во что-то еще...
Валерий Жерегеля