Что скрывает продавец бизнеса: на что обращать внимание

Информация
Что скрывает продавец бизнеса: на что обращать внимание

08.01.2013

Предприниматели, которые приняли решение купить бизнес, как правило, новички и не имеют опыта участия в подобных сделках. Чем пользуются недобросовестные продавцы и стараются умолчать или и вовсе скрыть недоработки или дефекты своего бизнеса, что зачастую имеет плачевные последствия для покупателя.  

В последнее время также появился определенный тип предпринимателя, для которого производство и продажа  действующего бизнеса поставлены на конвейер, но на выходе мы получаем, как правило, дефектный и нежизнеспособный продукт. Сама среда и наличие на рынке большого количества некондиционного продукта подталкивает к принятию решительных мер и ведению жесткой политики отбора и проверки бизнеса выставленного на продажу, что позволит принять продуманное и справедливое решение в отношении цены и прочих условий сделки.

Среди объектов, выставленных на продажу даже в пределах одного крупного города, может быть довольно много небольших однотипных и до безобразия похожих друг на друга предприятий, из одной отрасли, со схожим комплектом оборудования, предоставляющих идентичные услуги или выпускающих однотипную продукцию далеко не лучшего качества и появившиеся в одном временном промежутке. Этот процесс может быть как спланированным и организованным одной компанией или группой лиц, так и стихийным, спровоцированный ростом спроса на определенный вид продукции или услуг. Так повышенным спросом в любое время года пользуется летняя резина в виду масового применения и практичности, что повлекло за собой широкое распространение шинных центров и магазинов шин и автозапчастей.

Продавец помимо привлекательной цены и прочих  условий сделки, может даже предлагать вариант  покупки бизнеса в рассрочку или лизинг, поддержку, обу­чение персонала и прочее. То есть, делает такое предложение, от которого очень трудно отказаться, и найти заранее какой либо заметный подвох. И первое время новоявленный владелец бизнеса пребывает в некой эйфории от покупки, но разочарование подстерегает его только через довольно продолжительное время, когда он обнаруживает в непосредственной близости аналогичные конкурирующие предприятия.  Но сама структура и построение его бизнеса не позволяет эффективно вести конкурентную борьбу без значительных инвестиций в развитие своего предприятия.

Также немало важно обратить внимание на наличие в районе вашей деятельности не только аналогичного мелкого бизнеса, но также и крупных предприятий из вашей сферы деятельности, либо определить не находиться ли этот регион в их поле зрения, иначе Вы рискуете потерять свой бизнес в неравной конкурентной борьбе. То есть, необходимо заблаговременно выяснить наличие в поблизости прямых конкурентов и вероятность появления таковых в будущем. Ясное дело, что о существовании подобного фактора риска продавец вряд ли захочет вам сообщить.

Опыт учит нас, что тиражировать бизнес следует после того, как все процессы будут полностью отлажены и достигнуты устойчивые показатели роста. Но отечественный предприниматель ждать не привык и зачастую приступает к размножению и продаже бизнеса еще на стадии его становления, когда, по сути, умножать и продавать под видом бизнеса можно одни лишь недоработки и убытки. Это возможно исключительно только в тех отраслях, где могут свободно конкурировать сотни и даже тысячи аналогичных бизнесов.

Для достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, бизнес должен уверенно стоять на ногах и иметь устойчивые рыночные позиции, а на это требуются целые годы успешной деятельности кампании. Отсюда следует одна из  самых распространенных ошибок продавцов бизнеса, а именно чрезмерно завышенная цена объекта продажи, выставленная в силу эмоционального фактора, то есть, привязанности к своему детищу, либо рассчитанная на простое русское «авось».  Но вероятность и успех сделки главным образом зависят от того, какой доход будет генерировать бизнес в будущем, и насколько обоснованы эти показатели. Поэтому обязательно следует обратить внимание на эти факторы и обеспечить тщательную проверку покупаемого предприятия для избегания неприятных сюрпризов и установлению справедливой цены за бизнес.

Для этого заручитесь поддержкой бизнес-брокера, который хорошо разбирается в нюансах построения и ведения данного бизнеса. Вы можете найти нужного вам человека даже в среде своих друзей и знакомых, не исключено что среди них найдется собственник или руководитель схожего предприятия. А вот категорический отказ от консультаций и стремление справится своими силами, скорее всего, приведет либо к срыву сделки, а что еще хуже, значительно увеличит риск банкротства приобретенного бизнеса на протяжении первого же года деятельности.

В обязательном порядке требуйте от собственника предоставления полной и исчерпывающей информации об объекте продажи, характеристику и состояние помещений, состояние оборудования, условия аренды, рынок сбыта и прочее. И если собственник стремиться утаить что-либо или вовсе не хочет предоставлять ключевую информацию даже под гарантией соглашения о неразглашении информации стоит серьезно задуматься о целесообразности дальнейшего сотрудничества.

Не стоит исключать вероятность того, что именно этот регион или район просто не подходит для успешного развития и роста вашего бизнеса по целому ряду причин и показателей (отсутствие сырьевой базы, отсутствие спроса, высокий уровень конкуренции, тяжелая демографическая ситуация и так далее). Наряду с этим стоит изучить кредитную историю предприятия, его репутацию среди деловых партнеров, поставщиков и клиентов. Именно они являются достоверным источником, из которого покупатель сможет узнать о честности и принципах продавца, а  возможно и об истинном положении дел на самом предприятии.

Внимательно изучите и проанализируйте данные финансовой отчетности хотя бы за предыдущие три года деятельности компании. Не будьте слишком беспечны и оптимистичны в составлении прогноза будущих доходов, это является одной из классических ошибок покупателей бизнеса, и основной причиной неудач многих начинающих предпринимателей. Пусть Вас не опьяняют обещания продавца о золотых горах, а размер прогнозируемого дохода сократите на треть – эти показатели будут гораздо ближе к действительности, чем обещанные.  

Все вышеперечисленные меры предосторожности направлены на определение и раскрытие скрытых продавцом отрицательных факторов влияющих на стоимость бизнеса, которые могут привести к значительным убыткам или и вовсе к банкротству купленного предприятия в ближайшем будущем. Либо цена бизнеса будет намного выше его реальной стоимости, и покупатель сам не ведая того заплатит слишком высокую цену, а отдача будет минимальна и приведет к значительному увеличению срока возврата инвестиций или невыплате по кредитам взятым под покупку бизнеса и тому подобное. Как видите, оценка и покупка малого бизнеса дело рискованное и сложное, но посильное, если быть предельно осторожным и внимательным, тщательно продумывая свой каждый шаг. Никогда не знаешь, что на самом деле скрывает приветливая улыбка продавца, поэтому стоит прислушаться к народной мудрости, которая гласит: «Доверяй, но проверяй».



Роман Бондаренко
БизРейтинг

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга