Отрасль производства керамических строительных материалов в Украине переживает сейчас не самый лучший период. В последние годы можно наблюдать как индивидуальные застройщики все больше склонны отдавать преимущество керамическим и газобетонным блокам.
Кирпич традиционных марок уступает по ряду показателей, но все же в некоторых случаях остается незаменим. Низкая цена и высокая прочность делают его лучшим строительным материалом, там, где эстетика не важна.
На сегодняшний день основной проблемой рынка кирпича, как и несколько лет назад, является общий спад спроса на строительные материалы со стороны крупных заказчиков. Бум крупномасштабного строительства прошлого десятилетия если и повторится, то уже не скоро. Предприятия в основном ориентируются на частный сектор и развивают сотрудничество с компаниями посредниками.
Не меньшей проблемой выглядит растущая стоимость энергоресурсов. Новые тарифы вынуждают владельцев кирпичных заводов удерживать свои позиции за счет перехода на энергоэффективные технологии, модернизации производства и расширения ассортимента продукции.
Вход в нишу новых игроков вряд ли можно назвать своевременным в виду целого ряда проблем ожидающих всех желающих открыть бизнес с нуля в сфере производства стройматериалов.
Инвестор столкнется со сложностями на каждом этапе, начиная от получения лицензии на разработку карьеров и заканчивая сбытом готовой продукции. Эффективно конкурировать с региональными производителями представляется возможным либо за счет снижения стоимости продукции (что влечет снижение рентабельности и увеличение срока возврата инвестиций), либо за счет выпуска новых видов керамической продукции, что позволит не ввязываться в борьбу со старыми игроками рынка и занять свое место в новой свободной нише.
Модернизация производства и использование энергоэффективных инновационных технологий при растущей стоимости энергоресурсов выглядит весьма целесообразным решением. Это с большой долей вероятности будет оправдано, даже если потребует заемных средств.
Почему? Дело в том, что большинство отечественных производителей кирпича все еще используют устаревшее оборудование, поэтому линии систематически выходят из строя, вызывая простой производства и непредвиденные расходы.
Модернизация оборудования сама по себе еще не является залогом эффективности бизнеса в целом. Владельцы современных кирпичных заводов используют комплексный подход, который включает помимо стороны технического оснащения предприятия, еще источник сырья, логистику и разнообразие ассортимента.
Динамичное проявление общеевропейской тенденции экологичности и энергоэффективности стало серьезной проблемой для заводов с устаревшим оборудованием. Для предприятий с современными технологическими линиями – это преимущество.
Купить действующий кирпичный завод именно сейчас может быть неплохим вариантом инвестирования. Спрос на керамические строительные материалы со стороны индивидуальных застройщиков остается стабильным. В частности доля украинского рынка керамических блоков (или термоблоков) стремительно растет, а спрос несколько лет к ряду существенно превышает предложение.
Отличным примером модернизированного производства является выставленный на продажу кирпичный завод в Закарпатской области. Предприятие имеет стратегически выгодное положение – расположено на границе с Румынией, в относительной близости от границ Венгрии и Словакии.
Производственная мощность предприятия составляет 15 млн. штук НФ. На предприятии установлено оборудование чехословацкой фирмы «Пшеровске строерни» по технологии Lingl. Ассортимент представлен рядными керамическими двойными блоками и кирпич стандартного формата.
То есть, завод предлагает помимо обычного кирпича, еще и крупноформатные блоки, которые имеют большой запас прочности и позволяют быстрыми темпами возводить малоэтажные строения и экономить при этом раствор. Большой формат не только сокращает расход связующего материала, но и создает в стенах на несколько порядков меньше швов, через которые из жилья отводится наружу почти треть тепла.
Сертификация производства в соответствии с международными нормами позволит наладить сбыт продукции в соседних Румынии, Словакии и Венгрии.
В качестве еще одного примера успешного бизнеса по производству кирпича уместно привести кирпичный завод во Львовской области. Предприятие имеет крайне выгодное расположение – находится в
Завод выпускает полнотелый кирпич марок М-75 и М-100. Основная масса продукции реализовывается в западных областях Украины розничным продавцам стройматериалов (посредникам) и индивидуальным застройщикам.
Появление на украинском рынке новых видов мелкоштучных стеновых материалов (керамоблоки, газобетонные блоки, клинкерный кирпич), увеличение их доли и ассортиментное расширение, безусловно, отразилось на объемах продаж традиционных марок кирпича, но как показывает практика, некоторые предприятия не ощущают на себе отрицательное влияние новых тенденций.
В данном случае при годовом объеме производства в пределах 3 млн. штук операционные складские остатки предприятия полностью отсутствуют. Завод успешно работает уже 10 лет и на протяжении этого времени наблюдается высокий спрос на продукцию предприятия.
Это говорит о том, что современные виды керамических стеновых материалов не смогут вытеснить полнотелый кирпич традиционных марок. А сами предприятия даже с морально устаревшим технологическим оборудованием могут представлять большой интерес для инвесторов.