Кадровое агентство на продажу – есть ли смысл покупать?

Информация
Кадровое агентство на продажу – есть ли смысл покупать?

23.09.2010
Покупка кадрового агентства имеет свою специфику, поэтому продать такой бизнес удается далеко не всем и не сразу. Однако высокая рентабельность при относительно низком пороге входа на рынок притягивает предпринимателей. Как правильно купить или продать кадровое агентство – читайте далее…
 
Открыть кадровое агентство пробуют многие. Как грибы после дождя появлялись различные конторы по территории Украины и стран СНГ еще с самого начала 90-х. Конечно, как и в любом другом виде бизнеса, кадровые агентства видоизменялись и эволюционировали. В настоящее время рынок уже четко поделен и шансы у новичка отвоевать свою долю весьма призрачны. Именно поэтому на текущий момент более целесообразно покупать уже действующий, готовый бизнес, нежели создавать новое кадровое агентство.
 
Работники всегда в поисках хорошего места, а работодателям всегда нужны исполнители. Кадровое агентство выступает посредником между теми, кто ищет работу и теми, кто ищет специалистов. Вообще под термином «кадровое агентство» мы будем подразумевать все существующие разновидности: «агентство по подбору персонала», «кадровый центр», «рекрутинговое агентство», «центр трудоустройства», «частная биржа труда» и т.д. В некоторые из них есть смысл вкладывать деньги, а в некоторые уже нет. Дадим краткую характеристику каждому из них.
 
Разновидности кадровых агентств
 
·         Агентства по трудоустройству персонала. 
Это наиболее древние виды кадровых агентств. Покупать такой бизнес практически нет никакого смысла. За долгие годы общения наших граждан с такими компаниями, у большей части населения сложилось стойкое негативное мнение о них. Доход такие агентства получают, как правило, с соискателя. Человек платит деньги за получение одного или нескольких адресов компаний, где нужны данные специальности. Разновидностью схемы может быть оплата за доступ к банку вакансий на определенный период. Эффективность у таких агентств очень невысока, прибыльность зависит от того, насколько успешно могут задурить голову соискателю менеджеры по продажам. Нормальный специалист в такие конторы не придет, вы, как работодатель также вряд ли разместите вашу вакансию в таком агентстве, поэтому у нового владельца практически нет шансов исправить ситуацию. Проще открыть новое агентство, чем изменить мнение на рынке о существующем.
 
·         Агентства по подбору персонала. 
Более перспективное вложение средств. Здесь услуги оплачивает работодатель, что составляет сумму от месячного до трехмесячного оклада требуемого специалиста. Есть смысл покупать, если в компании заключены долгосрочные договора с крупными заказчиками или возможно подтверждение будущих денежных потоков каким либо другим способом.
 
·         Нead-hanting, («охотники за головами)». 
Считается наиболее развитым среди рекрутинговых услуг. Работа их заключается в поиске высококлассных специалистов, профи по данной специальности. Как правило, в данных компаниях работают квалифицированные специалисты, на которых завязаны клиенты. А значит, существует риск потери команды и клиентуры после смены собственника.
 
·         Специализированные (рекрутинговые) агентства. 
В сфере со столь большой конкуренцией многие агентства работают по так называемым узким профилям. Одни подбирают домашний обслуживающий персонал, другие медицинские кадры разной классности, третьи – офисных работников широкого профиля и так далее. Здесь также очень многое зависит от стабильности и устойчивости покупаемого бизнеса.
 
·         Интернет порталы по трудоустройству
Наиболее молодой и потенциально самый перспективный вид кадрового агентства. За последние 5-6 лет занял львиную долю существующего рынка. Болезни роста успешно преодолены. Это своего рода агентство по трудоустройству наоборот. Доход получают с работодателей за оказание услуг по размещению своих вакансий на портале. Может решить проблемы по закрытию примерно 80% необходимых вакансий. Вполне возможно, что уже через пару лет лидеров скупят крупные иностранные компании по трудоустройству для выхода на наш рынок. Так что есть смысл покупать такой бизнес на перспективу.
 
Что мешает сделке продажи кадрового агентства.
 
В первую очередь – высокая конкуренция. Каждого покупателя волнует вопрос устойчивости приобретаемого бизнеса. За счет чего данное кадровое агентство выживает и получает прибыль в условиях, когда другие участники рынка умирают и закрываются. Получить разумный ответ на этот вопрос недостаточно. Важно также получить гарантии того, что текущая ситуация не изменится вместе с уходом старого владельца.
 
Вторая сложность – это наличие/отсутствие профессиональных сотрудников в агентстве, способных справляться со сложными задачами. Не секрет, что вместе с приходом интернет-сайтов по трудоустройству, в кадровые агентства стали отдавать только самые трудные вакансии, которые внутренними силами компании не удается закрыть. Кроме того – ведь еще есть гарантийный срок, в течение которого необходимо бесплатно заменять кандидата, если ранее найденный вдруг уволиться. Такие случаи находятся вне сферы влияния агентства, так как зависят от политики работодателя.
 
Третья причина – опасность «кидка». Ни один подписанный договор между продавцом и покупателем не способен защитить последнего от ситуации, когда продавец открывает новое агентство и переманивает туда персонал и ключевых клиентов. Здесь необходимо задействовать другие механизмы. Как вариант, подписание длительных договор между агентством и заказчиками с штрафными санкциями за досрочное прекращение. Также необходимо подстраховаться от возможности ухода ключевых работников кадрового агентства.
 
О чем должен знать покупатель бизнеса.
 
Необходимо понимать, что тщательная проверка бизнеса перед покупкой способна только снизить ваши риски, но не устранить их полностью. У кадровых агентств, как и в любом другом виде бизнеса есть свои профессиональные уловки. Многие из них трудно отнести к честным и прозрачным. Покупатель должен понимать, что вместе с денежным потоком от покупаемого агентства, он получит уже существующую деловую репутацию и потенциально возможные проблемы в будущем от действий, совершенных старым владельцем.
Приведем несколько примеров того, как рекрутеры решают вопросы получения прибыли за счет «маленьких хитростей», которые, впрочем, весьма дурно пахнут.
  • Перепродажа одних и тех же специалистов разным работодателям через короткий промежуток времени (имеется команда своих проходных профессионалов, которых гоняют по кругу).
  • При заказе от работодателя провести профессиональное и психологическое тестирование специалистов; консультант по подбору персонала может попросить 200-500 $ за продвижение конкретного соискателя или со всех.
  • Отправка людей заграницу в страны, где существует реальная опасность для жизни.
  • Агентства, взяв определенную сумму с соискателей за очень интересную вакансию, просто имеют договоренность с фирмой об имитации заказа.
  • Как вариант, у соискательницы просят художественное фото либо предъявляют какие-либо дополнительные требования, для выполнения которых потребуются расходы в строго оговоренных местах и фирмах.
 
О чем должен помнить продавец бизнеса.
 
В первую очередь о том, что продажа действующего бизнеса – это всегда риск для его жизнеспособности. А в случае с кадровым агентством, неправильный подход к продаже может привести к гибели предприятия. Вопросы конфиденциальности продажи выходят на одно из первых мест. Бизнес в сфере услуг очень сильно зависит от такого фактора – как рабочая сила. Иногда более целесообразно обратится к профессиональным консультантам по продаже бизнеса.
 
Второй важный момент – правильное проведение процедуры проверки предприятия. Ни в коем случае не следует допускать покупателя к проверке, а тем более общению с персоналом без подписания предварительного договора и внесения задатка. При этом цена за бизнес уже должна быть вписана в данный договор, с указанием возможных точек выхода из сделки в случае некорректного поведения одной из сторон.
 
Третий важный момент – никогда не стоит врать покупателю. Не существует лохов с деньгами. Если ваш бизнес ничего не стоит – не тратьте свое и чужое время. Однако если бизнес действительно хорош – твердо отстаивайте свою позицию и не поддавайтесь на уловки «псевдопокупателей», которых в последнее время так много развелось…


Валерий Чкалов
БизРейтинг
https://bizrating.com.ua/

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга