Сделки купли-продажи ресторанного бизнеса: почем сегодня купить ресторан?

Информация
Сделки купли-продажи ресторанного бизнеса: почем сегодня купить ресторан?

31.01.2011
 
 
Рестораны входят в ТОП-10 наиболее популярных бизнесов на продажу. БизРейтинг решил более подробно описать нюансы сделок купли-продажи ресторанного бизнеса
 

Как продать ресторан?

 
Продается и покупается любой бизнес, и рестораны не являются исключением. При этом количество подобных сделок возрастает изо дня в день. Чем же руководствуются те, кто решил купить ресторан и какова основная причина таких сделок?
Скорее всего, не удастся найти точных статистических данных, благодаря которым можно хотя бы приблизиться к реальному состоянию дел, оценить объем сделок, фиксируемых на ресторанном рынке. Ведь большинство покупателей и продавцов предпочитают не афишировать состоявшиеся сделки, поэтому они носят закрытый характер.
Однако в Магазине Готового Бизнеса портала БизРейтинг в настоящий момент находится свыше 44 заявок о продаже различных кафе, ресторанов и прочих заведений общественного питания. Диапазон цен колеблется от 10-15 тысяч за самые захудалые заведения, работающие на арендованных площадях и вплоть до нескольких миллионов долларов за прибыльные рестораны в Киеве. В качестве типичного примера можно привести действующее кафе на продажу в центре Днепропетровска, с регулярной загрузкой 75-85% по цене в 90 000 долларов.
 

Причины продажи ресторана.

 
Основополагающей причиной, которая толкает собственника выставить бизнес на продажу, является снижение эффективности, то есть разногласия между собственниками, общее ухудшение работы компании, слабости наемного персонала и т.д. Также, к числу причин можно отнести и банальную усталость от предпринимательской деятельности, стремление к освоению новых сфер деятельности, смена места жительства. Бизнесы, характеризующиеся высокими показателями эффективности, в продаже встречаются крайне редко, хотя на сегодняшний день можно найти предприятия, продажа которых осуществляется буквально на пике их прибыльности.
 
В основном, такой бизнес продается по причине нехватки или полного отсутствия денежных средств на дальнейшее его развитие. То есть, бизнес может функционировать, но прибыли от его деятельности не хватает на дальнейшее развитие, которого требует специализированная отрасль.
 
Если вести речь конкретно о ресторанном бизнесе, то в первую очередь следует учитывать, что украинский рынок готового бизнеса еще недостаточно развит, если сравнивать его с заграничными аналогами. Например, в США большинство бизнесов продается в связи с масштабной миграцией населения. В Германии можно выделить другую причину: собственники бизнеса отходят от дел по причине достижения преклонного возраста. Что же касается Украины, то последний фактор здесь вообще не играет никакой роли, так как рыночные отношения в нашей стране зародились относительно недавно и ее участниками стали в большинстве случаев молодые люди. 
 
Гораздо более значимой причиной продажи прибыльного готового бизнеса является стремление к расширению другой отрасли предпринимательской деятельности. К примеру, при желании открыть новый ресторан или же расширить уже существующую на данный момент времени сеть, предприниматель может продать один из его функционирующих проектов. Что касается Запада, то там такое действие называется франчайзинговой схемой. В Украине она пока не работает по родственной причине: уходу в другой бизнес. На данном этапе продажа готового бизнеса является не чем иным, как переводом активов в наличные средства с целью их дальнейшего инвестирования.
 
К числу наиболее ярких примеров можно отнести желание одного из наиболее известных московских рестораторов Александра Орлова осуществить продажу собственного ресторана для дальнейшего вложения полученных средств в строительство гостиницы. Также, к числу довольно распространенных причин продажи готового бизнеса можно отнести банальную потерю интереса к нему. Тогда ресторан продается с целью запуска нового проекта. В отдельных случаях собственником ресторана может быть женщина, которой данное заведения было подарено просто как средство развлечения. Такая ситуация может быть и в других отраслях бизнеса, носящих категорию «женский» - парикмахерские, салоны красоты, клубы. В большинстве случаев такие дорогие подарки оказываются уже неинтересными их получателям. Такая причина является наиболее популярной для приобретения.
 

Причины покупки ресторана.

 
Что может послужить причиной покупки ресторана? В основном, таким образом, инвесторы стремятся расширить свое дело, а также организовать собственный бизнес, который будет являться стабильным источником дохода не требующим солидных капиталовложений на его развитие. Ведь вместе с приобретением готового ресторана, покупателю удается избежать множества проблем, которые связаны со сложным периодом становления и развития ресторана. Сразу же после покупки сам собой разрешается ряд вопросов, связанных с общей направленностью заведения, узакониванием правоотношений. Уже куплено все необходимое оборудование, нанят персонал, продумано меню и привлечена клиентура. Для многих покупателей, которым характерен такой подход, идеальным решением будет нанятый менеджер. 

К отдельной категории можно причислить различные крупные банки и финансово-промышленные объединения. Несмотря на то, что среди них часто проводится политика, направленная на избавления от активов, противоречащих профилю их деятельности, ресторан в большинстве случаев рассматривается как проект, направленный на поддержание имиджа. Там в дальнейшем проводятся корпоративные вечеринки, переговоры и происходит подписание договоров. 
 

Оценка ресторанного бизнеса.

 
Так какова же цена ресторанного бизнеса? На данный вопрос очень сложно ответить, так как в придачу к ресторану может осуществляться продажа всевозможных приложений, что способствует привлечению максимально возможного количества клиентов. В качестве одного из примеров можно привести боулинг, дискотеку, солярий. 
 
Между консультантами по продажам установлена классификация, согласно которой подразделяются все рестораны. От этого напрямую зависит тактика ведения продаж. К заведениям первого типа можно отнести рестораны, работающие на арендованных площадях, а срок аренды составляет от 1 до 5 лет. К их числу можно отнести заведения общественного питания и рестораны для ежедневного посещения. Ко второй категории относятся элитные проекты, возведенные на собственной земле. Стоимость такого ресторана может достигать одного миллиона долларов. Ведь в данную цену включается, в первую очередь, стоимость престижной недвижимости, а затем уже, непосредственно, стоимость самого бизнеса. 
 
Естественно, что на стоимость ресторана влияет его способность генерировать прибыль. А это уже в большей степени зависит от его имиджа, проводимых рекламных кампаний, подбора меню и других факторов. Отдельно должна быть оценена и недвижимость, как собственность, не зависящая от бизнеса. Следует отметить, что среди инвесторов существует тенденция выдвигать очень строгие сроки окупаемости ресторана, которые не должны быть более двух лет. 
 
Что касается средней стоимости ресторанов и других разновидностей предприятий питания, то она может составлять приблизительно 500 тыс. у.е. Эта цифра выведена при использовании усредненных значений от стоимости как маленьких баров, так и престижных ресторанов. 
 
На сегодняшний день на рынке готового бизнеса можно выделить три категории цен:
- цена, запрашиваемая продавцом. Как показывает практика, она приблизительно на 30% превышает реальную стоимость;
- цена, предлагаемая покупателем. Естественно, что она является заниженной;
- цена, которую обозначил независимый консультант (бизнес брокер).

Стоимость ресторана, представленная в последней категории, учитывает все факторы и риски, в том числе касающиеся полной ликвидации бизнеса. Как правило, именно этот денежный эквивалент является наиболее адекватным и реалистичным. К примеру, не так давно в Киеве продавалось достаточно известное предприятие фаст-фуда. Были задействованы глобальные средства для проведения рекламной кампании, проходящей в несколько этапов. Владельцы данного сервиса посчитали, что именно реклама будет главной помощницей на пути наиболее выгодной продажи данного заведения. Однако, стоимость бизнеса фактически в три раза превышала реальную цену. В итоге, бизнес продавался настолько долго, что даже при снижении его стоимости на уровень, близкий к реальному, данным заведением никто не заинтересовался.


Марина Чехова
БизРейтинг
https://bizrating.com.ua/

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга