Вложить деньги в покупку бетонного завода: завтра будет уже поздно.

Информация
Вложить деньги в покупку бетонного завода: завтра будет уже поздно.

12.05.2011

 

Правильный выбор объекта бизнеса для покупки позволяет инвестору убить сразу двух зайцев. Во первых - инвестиции начинают окупаться с первого же месяца. Во вторых - можно дополнительно заработать на растущей вместе с рынком цене бизнеса...
 
Правильная стратегия инвестора.
 
Вкладывать деньги в покупку бизнеса можно по разному. Большинство потенциальных инвесторов (как правило не слишком опытных в этом деле) стремяться купить предприятие, которое в настоящий момент пользуется большим спросом на рынке готового бизнеса. Основное внимание уделяется существующим денежным потокам, а также поиску потенциально возможных "подводных камней". Такой подход к поиску подходящего бизнеса можно назвать тактическим. В принципе, при правильно проведенной проверке покупаемого предприятия, новый владелец получает текущую выгоду и может рассчитывать на окупаемость своих вложений в краткосрочном периоде. Однако существует и другой подход, которым пользуются стратегические инвесторы.  Кому интересно, может прочитать статью о том, что сейчас пользуется спросом на рынке готового бизнеса.
 
При стратегическом подходе к поиску готового бизнеса, покупатель в первую очередь смотрит на текущее состояние той сферы экономики, в которой ведет свою деятельность предприятие. Правильная стратегия инвестора в таком случае проста: деньги нужно вкладывать тогда, когда рынок достиг своего дна или только-только начинает свой рост. В таком случае, помимо ежемесячной прибыли, генерируемой приобретенным бизнесом, инвестор может через пару лет еще и заработать на выходе из данного бизнеса, продав активы с ощутимой наценкой.
 
Самый свежий пример, подтверждающий эффективность данного подхода - продажа компании "Skype", о которой портал БизРейтинг писал буквально на днях. Покупателем выступает корпорация Микрософт, но суть в том, кто здесь продавец. Группа инвесторов "Silver Lake" в 2009 году выкупила бизнес "Skype" у корпорации "Ebay" за 2,75 млрд долларов. И вот, всего спустя полтора года - новая сделка уже с Микрософт и уже за 8,5 млрд долларов. Нетрудно подсчитать, что прибыль инвестора "Silver lake" от правильного выхода из бизнеса составила 5,75 млрд долларов, что на несколько порядков выше, чем прибыль от операционного управления "Skype".
 
Не стоит конечно забывать, что для группа инвесторов рисковала суммой в 2,75 млрд долларов, которую еще было нужно где-то найти. Хотя, как правило для подобных покупок на растущем рынке используются заемные средства. Кредит на покупку бизнеса целесообразно брать только в случае, если объект покупки будет в будущем расти в цене.
 
Кризис, пришедший в Украину в 2008 году, зацепил практически все отрасли экономики, за исключением, пожалуй, сферы IT. Например, все больше клиентов,  размещающих рекламу в интернет. В тоже время рынок недвижимости впал в кому и потянул за собой все смежные отрасли, в частности строительство и производство стройматериалов. Однако то, что одного является проблемой, для другого - возможность. Портал "БизРейтинг" решил обратить внимание на такую нишу в производстве строительных материалов, как рынок производства бетона.
 
 
Рынок производства бетона
 
Сам по себе, бетон является весьма специфическим товаром. Срок его годности к использованию составляет максимум 4 часа. Именно поэтому рынок бетона в Украине по прежнему носит регионально-локальный характер. Завод по производству товарного бетона и бетонных смесей способен обслуживать клиентов в радиусе не более сотни км от точки производства, при этом оптимальное расстояние доставки составляет примерно пятьдесят км.
 
Тем не менее этот продукт незаменим в строительстве и спрос на него растет параллельно с ростом объемов строительства в стране. Одной из основных причин роста спроса на товарный бетон в 2000 годах являлось то, что в строительстве начала применяться монолитно-каркасная технология, основная составляющая которой - товарный бетон.
 
Следует отметить, что в связи со специфичностью бетона как товара, быстро теряющего полезные свойства, в Украине нет крупных национальных производителей данного продукта, и в каждом регионе присутствует собственный рынок бетона и собственные его лидеры. Данная особенность продукта обусловила и тот факт, что на рынке отсутствует импорт и экспорт.
 
Производство бетона - это прибыльный и перспективный рынок, поэтому в Украине в пиковом по объемам выпуска 2008 году его изготовлением занимались около 765 предприятий. В связи с кризисом в строительной отрасли спрос на товарный бетон существенно сократился, предприятия начали получать убытки, их количество значительно сократилось. Связано это с тем, что до кризиса производственные мощности заводов-изготовителей бетона были загружены в среднем на 60–70 %, при этом загрузка компаний – лидеров рынка достигала 100 %. В 2009-2010 годах средняя загруженность таких предприятий составляла чуть более 30 %.
 
Рынок товарного бетона сократился практически в два раза и достиг своего дна в конце 2009 года и всю первую половину 2010 года находился в стагнации. Выжившие предприятия до сих пор находятся в глубокой депрессии в ожидании возобновления массового жилищного строительства и активной реализации объектов к ЕВРО-2012.
 
Однако первая половина текущего 2011 года показала, что рынок все таки прошел свою нижнюю точку и нас ожидает медленный, но стабильный подъем.
 
Производство сборочных конструкций из цемента, бетона и искусственного камня в Украине в 2010 г. увеличилось на 8,3% по сравнению с 2009 г. и составило 1,754 млн. куб. м, тогда как в 2009 г. снижение производства составляло 54,4% к 2008 г. По информации ГосКомСтата, производство элементов сборных конструкций из цемента и бетона или искусственного камня для строительства в январе-марте 2011 года выросло на 43,7% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года – до 369 тыс. куб. м.  Согласно сообщению, в марте в стране произведено 156 тыс. куб. м данной продукции, что на 34% превышает показатели февраля и на 30,1% больше показателей марта 2010 года.
 
Рост объема рынка украинских строительных материалов в 2011 году прогнозируется на уровне 10% (в физ. ед.). Данный рост будет обеспечен за счет инфраструктурного строительства – проекты Евро 2012 и коммерческого строительства (ожидается снижение кредитных ставок). По прогнозам экспертов, восстановление рынка до предкризисного уровня ожидается не ранее, чем через три года.
 
 
Покупка бетонного производства.
 
Особенностью отечественного рынка производства бетона является и тот факт, что оборудование большинства заводов, особенно в регионах страны, устарело. Оно потребляет много электроэнергии, требует многочисленного обслуживающего персонала, выпускает продукцию не самого лучшего качества и т. д. На украинском предкризисном рынке ощущался недостаток качественного товарного бетона, поэтому на фоне постоянного подорожания энергоносителей и значительных перспектив роста рынка действующие предприятия и новые инвесторы до кризиса активно вкладывали деньги в строительство и реконструкцию заводов, а после затишья в 2009–2010 годах некоторые игроки объявили о планах возобновления инвестиционных проектов в конце 2011-го, начале 2012 года.
 
Следуя стратегическому подходу к выбору бизнеса для покупки, рынок производства строительных материалов выглядит сейчас очень перспективным для среднесрочного инвестирования. Особенно это касается производства товарного бетона. Два сложных года (2009-2010) уже привели к тому, что слабые игроки ушли, а оставшиеся - доказали свою антикризисную устойчивость. Кроме того, цены на готовый бизнес в данной сфере упали более чем в два раза, а главное - что владельцы выживших предприятий вернулись в реальность и стали более склонны к ведению переговоров по поводу цены на действующее производство.
 
Конечно все вышесказанное относится скорее к игрокам второго эшелона и не касается таких крупных по меркам данного рынка предприятий, как Дикергофф или бетон от Ковальской, охвативших столичный рынок.
 
Вообще же киевский бетонный рынок является наиболее привлекательным для инвестора: по данным Госкомстата, в 2008 г. в столице было произведено примерно 8,5 млн т товарного бетона и бетонных растворов на 2,2-2,4 млрд грн. При этом, даже сейчас в структуре производства и продаж данной продукции в Украине на Киев по-прежнему приходится около 40%. Учитывая это, эксперты прогнозируют, что в перспективе столичный рынок будет привлекать все новых и новых операторов. Правда, и старые его фигуранты вряд ли уступят свой кусок хлеба добровольно.
 
У инвестора, желающего войти на этот рынок - остается один рабочий вариант быстрого входа на этот рынок - купить уже существующее производство бетона. Однако, к сожалению, по данным специалистов БизРейтинга, в Киевской области не так уж много бетонных заводов, выставленых на продажу. Большая часть из них остановилась еще в 2010 году и сейчас из себя представляет не готовый бизнес, а скорее недвижимость с изношенным и энергоемким оборудованием.
 
Хотя если поискать, то можно найти и привлекательные варианты. В частности, буквально в конце апреля в Магазин Готового Бизнеса поступила заявка о продаже действующего бетонного производства под Киевом.  В качестве объекта вложения, объект является весьма перспективным: у завода удачное территориальное расположение, собственная служба доставки продукции и своя доля рынка. Так что есть смысл попробовать договориться с текущими владельцами и возможно удасться купить завод по вполне приемлемой цене, ведь через несколько лет о текущих упущенных возможностях можно будет только жалеть.

 



Валерий Чкалов
BizRating
https://bizrating.com.ua

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга