Купить агентство недвижимости или открыть с нуля?

Информация
Купить агентство недвижимости или открыть с нуля?

21.06.2011

 

Найти хорошую идею для бизнеса бывает намного проще, чем реализовать ее самостоятельно. Покупка бизнеса позволяет избежать самого трудоемкого и рискованного этапа в жизненном цикле компании - стадию становления и проверки на жизнеспособность.
 
Портал БизРейтинг в своем цикле статей "Изучить бизнес" продолжает анализировать примеры наиболее распространенных и популярных в Украине видов готового бизнеса. Наиболее актуальный вопрос при этом - сравнение двух подходов: создания компании с нуля или покупки уже готового бизнеса. Ранее мы уже затрагивали тематику покупки свадебных салонов, выбора действующего фитнес-клуба и многое другое. Сегодня же речь пойдет о таком направлении, как оказание услуг на рынке недвижимости.
 
Кризис? Нам это на руку!
 
Совсем недавно у всех на устах было одно и то де слово – «кризис». Мало кто толком понимал природу этого явления и его последствия, однако абсолютно все были убеждены в том, что кризис представляет собой нечто страшное, несущее за собой разруху и упадок. Однако время идет, кризис остался далеко позади, а экономика начинает оживать и восстанавливаться. Именно сегодняшний день является идеальным временем для того, чтобы начать собственный бизнес. Выбирая направление для развития своего дела, необходимо проанализировать ситуацию и решить, какая ниша сегодня обещает развитие и, как следствие, прибыль. При этом, как правило, нестандартные и неявные решения приносят намного больше дивидентов своим хозяевам. Одним из таких неявных направлений, как это не парадоксально может оказаться открытие агентства недвижимости.
 
Почему именно агентство недвижимости? Все дело в том, что экономический кризис создал после себя такие условия, при которых цены на недвижимость снизились практически в два раза. Цены снизились, но в среднесрочной перспективе снова ожидается их рост. Это вполне логично: в период экономического кризиса покупательная способность граждан, испуганных возможностью потери работы или реально ее потерявших, снизилась, что повлекло за собой снижение спроса, и снижение цен на недвижимость стало вполне адекватной реакцией рынка.
 
Снижение цен и впадание рынка недвижимости "в кому" весьма значительно отразилось на доходах агентств недвижимости. Примерно 30% участников рынка были вынуждены закрыться или временно приостановить свою деятельность. Естественно, что как только рынок начнет восстанавливаться, сюда вновь хлынут все желающие заработать легкие деньги. Однако, как показывает практика стран Запада, после кризиса отвоевать себе место под солнцем на любом рынке намного сложнее, чем занять и удерживать освободившееся. 
 
Начать с нуля или прийти на все готовое?
 
Открыть агентство недвижимостиидея для бизнеса, которая в сложившихся условиях может принести хорошую прибыль, однако не все так просто. Подумайте сами: сколько времени необходимо на оформление новой организации, набор персонала, завоевание имени и репутации на рынке, поиск помещений, набор живой клиентской базы, раскрутка сайта и прочие обязательные мероприятия, связанные с открытием новой организации? При этом на растущем рынке все эти недостатки еще как-то можно пережить. А вот в период когда рынок на дне - у начинающего предпринимателя очень мало шансов выжить и дождаться светлых времен. Гораздо быстрее и проще не открывать новое, а купить действующее агентство недвижимости.
 
На первый взгляд такой шаг кажется неожиданным и рискованным, но если хорошо подумать, то становится ясно, что покупка агентства обойдется намного дешевле открытия нового. Почему так получается? При покупке действующей организации предприниматель экономит время, которое ему потребовалось бы затратить на оформление всех необходимых документов, поиск помещений и наполнение базы данных.
 
Готовый бизнес все это уже имеет, то есть реальная экономия времени здесь на лицо. Но экономия времени – это не все преимущества, которыми обладает покупка агентства недвижимости перед оформлением нового. Что является основным ресурсом действующего рекламного агентства? Деньги? Недвижимость? Оборудование? Да, в какой то мере это так, однако основным ресурсом агентства недвижимости является база данных и персонал. На самом деле, от персонала зависит очень и очень много. От менеджера по работе с клиентами и операторов, например, зависит удачное заключение сделок и расширение клиентской базы. От менеджера по рекламе (контент-менеджера) зависит будущее агентства, его развитие. Каждый работник отвечает за свою сферу деятельности агентства.
 
На что обратить внимание перед покупкой агентства.
 
Технологии. Хорошее агентство не представляет собой десяток людей, пишущих целыми днями бумажные отчеты и ищущих себе работу в газетах. Это отлаженная организация, обладающая самыми новыми информационными и технологическими новшествами.
 
Профподготовка. Хорошие фирмы уделяют огромное внимание качеству подготовки своих специалистов. Дело в том, что хороший специалист должен постоянно повышать свою квалификацию, поэтому наличие отлаженной программы обучения своих работников говорит в пользу компании.
 
Инфраструктура. В компании должны сидеть не только риэлторы. Каждый клиент должен иметь доступ к юристу или нотариусу. Каждую из операций должен выполнять специалист своего дела, а весь процесс общения и заключения договора должен проходить не с одним и тем же человеком. Поэтому, прежде чем купить агентство, постарайтесь больше узнать о его структуре.
 
Спектр услуг. Любая приличная компания предоставит вам весьма широкий спектр услуг, чтобы вам не пришлось ходить по различным инстанциям.
 
Стаж работы на рынке недвижимости. Также стоит обратить внимание на срок существования агентства. Этот фактор говорит об опытности, конкурентоспособности агентства. Чем старше компания, тем лучше отлажена работа, обширнее база недвижимости и база потенциальных покупателей, больше количество предоставляемых услуг, наличие «узких» специалистов, а не специалистов «на все руки», также говорит в пользу агентства недвижимости. Хорошая репутация, опыт, квалификация достигаются годами успешной работы.
 
Сегодня на рынке готового бизнеса встречаются достаточно интересные предложения за весьма небольшие деньги. Основной принцип таких акул капитализма, как Джордж Сорос состоит в том, чтобы покупать активы на ценовом дне и продавать их на пике стоиомсти. С покупкой бизнеса этот принцип работает на 100%. Так, например, сегодня  в Киеве за 75000 у.е можно купить прибыльное агентство недвижимости с более чем двух-летним опытом работы, слаженным коллективом и наработанной базой. Еще два-три года такой бизнес стоил как минимум 200 тысяч долларов. Сколько он будет стоить еще через несколько лет нетрудно догадаться.
 
Покупая такой готовый бизнес, предприниматель приобретает уже обученный и знающий специфику рынка персонал. Набор и обучение новых людей требуют немалых вложений, ведь необходимо учесть не только затраты на обучение персонала и время, потраченное на это, но и определенный риск, сопряженный с наймом новых сотрудников.
 
В итоге можно с изрядной долей уверенности утверждать, что покупка готового агентства недвижимости по массе показателей превосходит открытие подобного бизнеса с нуля, но все равно она не освобождает предпринимателя от ответственности и напряженной работы. Но такая работа будет уже гораздо интереснее и живее.
 
Дополнительная информация: успешные примеры такого рода бизнеса можно найти как в Украине, так и в соседних странах.

 



Валерий Чкалов
БизРейтинг

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга