Готовый аптечный бизнес за последний год начал пользоваться большим спросом у покупателей. В последнее время на сайтах бизнес брокеров стали все чаще появляться объявления от бизнесменов, желающих купить аптечный бизнес или аптечную сеть. В тоже время объявления о продаже аптечного бизнеса также не являются редкостью. Однако в конечном итоге в приемлемые сроки продается не более 25% от всех выставленных объектов, еще 25% находятся на стадии перманентных переговоров, а половина всех предприятий этого вида бизнеса так и не будут реализованы.
Факторы, препятствующие сделке.
В первую очередь, главным фактором, мешающим успешной продаже аптеки, выступает ее неадекватно завышенная цена. Аргументация, которую приводит владелец аптечного бизнеса, может быть очень разнообразной. Это может быть и независимая оценка, и стоимость имущества, и объемы уже сделанных в бизнес вложений. Даже может быть просто желание погасить определенную сумму долговых обязательств. Как бы то ни было, продажа состоится только в случае, если запрашиваемая цена будет отражать сегодняшнюю рыночную стоимость аптечного бизнеса, а не ее стоимость за пару лет до или после текущего момента. Текущее состояние рынка можно оценить прочитав нашу свежую статью "Куплю аптеку - обзор рынка фармацевтического бизнеса".
Второй фактор, тормозящий продажу аптеки более специфичен. Дело в том, что аптечный бизнес имеет свои сезонные колебания. И тут уже вступает в силу наш менталитет. Владельцы такого бизнеса стремятся снимать сливки с бизнеса в период его наивысшей активности, а уже по окончанию сезона выставляют его на продажу. Однако летом прибыль аптечного бизнеса достигает своего годового минимума. Вполне естественно, что покупатели не готовы выкладывать запрашиваемую сумму за готовый бизнес, с несоответствующими цене экономическими показателями. Сделка или откладывается или покупатель отказывается от сделки.
Третьим фактором может являться поведение собственника. Дело в том, что специфика организации любого бизнеса такова, что продать его быстро и без рисков потерь для владельца могут только профессионалы, способные обеспечить не только эффективный поиск покупателя, но и защиту продавца.
Общая ситуация на фармацевтическом рынке.
Рынок лекарственного бизнеса на Украине активно развивается за счет современного подхода к работе с покупателями, который стали применять новые частные аптеки.
Приток покупателей значительно вырос после повсеместного введения круглосуточного режима обслуживания. Действительно, удобный график работы аптеки – это залог ее популярности. Если потребитель знает, что в этой аптеке он сможет в любое время получить доступ к полному ассортименту лекарств, он переходит в разряд постоянных клиентов.
Точка зрения продавца аптечного бизнеса.
Поскольку данный сектор рынка готового бизнеса на продажу относительно легко переживает проявления финансового кризиса, то основными причинами продажи аптечного бизнеса выступают недостаток средств для его дальнейшего развития, или просто неудовлетворенность собственника размерами получаемого дохода.
За последние несколько лет рентабельность аптечного бизнеса, не принадлежащего к крупным сетевым операторам снизилась. Рядовой владелец ничего не может противопоставить агрессивному маркетингу сетевиков. У тех, кто не готов смириться с получением минимальной прибыли, остается два выхода: или потерять самостоятельность, войдя в сеть, или продать бизнес, получив средства для инвестирования в проект с большей доходностью.
В 80% случаев, рентабельность готового аптечного бизнеса, выставленного на продажу в 2009 году, не превышает 7-8%. Покупатель такого бизнеса может рассчитывать на прибыль в пределах от 2 до 5 тыс. у.е. в месяц. Средняя цена, которую просят продавцы за свое предприятие, составляет 120 тыс. долларов.
При этом самый дешевый объект можно приобрести уже за 5…10 тысяч долларов. Цена аптеки, продаваемой только с правами аренды, обычно не превышает 50 тысяч у.е. Выше всего ценится аптечная сеть из нескольких аптек (70…500 тысяч) или розничные аптеки- супермаркеты (85-120 тыс. долл.).
Несмотря на все вышеуказанные факторы, спрос на аптеки достаточно высок. Это происходит потому, что для аптечного бизнеса действует правило, когда проще купить готовое предприятие, чем создавать новое. Расходы средств на поиск помещения, получение всех необходимых разрешений и лицензий, покупку оборудования, подбор персонала будут намного больше того, что необходимо для приобретения уже готового бизнеса.
Точка зрения покупателя бизнеса.
Для среднего покупателя на первое место выходят такие факторы как месторасположение аптеки (возле больниц, торговых центров, в местах с высоким трафиком), так и грамотная организация бизнеса (мерчендайзинг, вывески, оборудование, ремонт). В случае, если помещение арендуется, срок аренды должен превышать 10 месяцев, цена аренды должна быть четко зафиксирована.
Вообще покупателей на аптечный бизнес условно можно разделить на два типа: отраслевики, т.е. владельцы сетей, стремящиеся к их расширению, и частные, непрофессиональные инвесторы. Сегодня покупатели оценивают стоимость бизнеса в первую очередь доходным подходом. При этом инвестор рассчитывает на окупаемость своих вложений в диапазоне от 2 до 3 лет. На практике, если аптечный бизнес приносит 5 тысяч долларов в месяц, за такую фирму скорее всего не заплатят более 120-150 тысяч. Верхняя планка этого диапазона цены зависит от недвижимости, продаваемой вместе с бизнесом. Если этот актив является высоколиквидным и перспективным, то сроки окупаемости бизнеса могут быть увеличены до 4-6 лет.
Прогнозы и перспективы аптечного бизнеса.
По мнению участников этого рынка, будущее развитие аптечного бизнеса будет направлено в сторону концентрации большой доли рынка в руках ограниченного количества игроков. Стало очевидным, что объединение аптек в сети позволяет перераспределять средства на поддержку временно нерентабельных торговых точек. Только что открытая аптека начинает приносить прибыль лишь через один год. Дополнительный плюс для каждой следующей сетевой аптеки дает узнаваемость бренда и заработанная репутация сети.
Государство также обещало стать крупным игроком. Ранее Тимошенко публично заявляла о своих планах по созданию аптечной сети «Лекарства Украины», которая смогла бы существенно влиять на цены на рынке. В связи с текущей политической обстановкой данный проект скорее всего будет отложен как минимум на год. Однако аптечный сектор ожидает вхождения крупных игроков из-за границы.
Частные локальные аптеки, также имеют право на жизнь. Никуда не денутся аптечные пункты внутри спальных районов, а также в райцентрах и селах. Когда человек чувствует себя не очень хорошо, он предпочтет купить лекарства поблизости, а не ехать за ними через полгорода или в другое село. Особенно важно для аптечного бизнеса доверие покупателей. Такой бизнес не будет успешным, если потребитель не доверяет советам фармацевтов.