Преимущества выращивания органической продукции закрытого грунта на небольших площадях обусловлены следующими характерными особенностями этого бизнеса:
1. Для выращивания требуется малая площадь и минимум работников. Органическая овощная ферма отличается компактностью и успешно развивается даже на небольших участках. Создать прибыльный тепличный бизнес можно на площади земли мене 2 гектар. Есть примеры выскокорентабельных тепличных хозяйств в Киевской области, площадью от 20 до 40 соток.
2. Высокий спрос. Спрос на органические овощи очень высокий, несмотря на их более высокую цену. Особенно в крупных городах. Целевая аудитория органических фермеров – многочисленна, активна и платежеспособна. Как правило, идея выращивать органические овощи посещает тех людей, которые столкнулись с необходимостью покупать безопасные и экологически чистые продукты для своих детей. И если некоторые готовы создавать бизнес ради этого, то другие с готовностью покупают эко-продукты при высокой наценке.
3. Высокая рентабельность. Бизнес по выращиванию органических овощей в небольших теплицах – один из самых рентабельных среди других видов агробизнеса. При этом, рентабельность тепличной фермы в которой круглогодично выращиваются органические овощи гораздо выше обычной теплицы. Такой бизнес выходит в плюс уже на второй год работы. При этом наценка на органическую продукцию в зависимости от сезона может составлять 50-100%, а то и 1000%. Так, по подсчетам Organic Business School, для создания тепличного комплекса по выращиванию органической зелени площадью 1000 кв. м, требуется более 4 млн. гривен инвестиций. Срок окупаемости – два года.
4. Низкая конкуренция. В Украине существует не так уж много органических фермерских хозяйств. Которые, к тому же, около 20% продукции экспортируют в страны Евросоюза. Рынок всё ещё фактически остаётся свободным. Спрос кратно превышает предложение.
5. Подходит для выращивания традиционных и более дорогих экзотических культур. Даже маленькая ферма будет прибыльной, если сажать как основные сезонные овощи – редис, морковь, лук порей и зелень, так и более маржинальные, экзотические – базилик, салат, сладкий перец. Неизменно высоким спросом пользуются салатные овощи.
6. Отсутствие трудностей со сбытом готовой продукции. Особенно если теплица расположена недалеко от Киева. Органический фермер может поставлять продукцию в торговые сети, либо самостоятельно продавать продукты в областном центре на 30-100% дороже, чем овощи, выращенные традиционным способом.
7. Простота бизнеса. Органическую ферму из небольшого семейного дела можно легко развить до огромных масштабов, комбинируя выращивание овощей на открытом и закрытом грунте. Это правильный, перспективный и здоровый бизнес в стремительно растущей нише. Он сочетает вековые традиции земледелия с агро-инновациями, поэтому гармонирует украинскому менталитету.
8. Бизнес открыт для инноваций. Прибыль и рентабельность в этом бизнесе с годами только растет не только за счет возрастающего спроса, но и за счет внедрения инноваций и компьютеризации технологии тепличного выращивания овощей. В результате внедрения современных «щадящих» технологий повышается плодородность земель и растёт урожайность. А соответственно и прибыль с теплицы.
У тепличного бизнеса в Украине огромный потенциал. Эффект низкой базы позволяет с небольшими усилиями наращивать урожайность и добиваться высоких показателей рентабельности. Украинские производители органической продукции активно перенимают европейский прогрессивный опыт – создают оптимальные условия выращивания, сокращают время культивирования и снижают издержки.
Они с готовностью приняли современный вызов. Ведь мир вступает в новую эпоху агробизнеса: теперь, чтобы продукция была востребована, она должна не только красиво выглядеть на прилавке, а отвечать жестким требованиям качества, быть безопасной и вкусной. За короткий срок, те немногие органические украинские фермеры доказали, что могут эффективно вести хозяйство и высокими темпами развивать эту важную для экономики страны отрасль.
Инвестиционная привлекательность направления
Несмотря на непростой бизнес-климат, площадь теплиц и объемы произведенной в украинских теплицах продукции увеличиваются. Более того, это направление агробизнеса в Украине привлекает иностранных инвесторов.
Предприниматель из Нидерландов Майкл Хондерс, который вот уже пять лет занимается агробизнесом и круглогодично выращивает овощи в теплицах по современным технологиям в Украине, Казахстане и Грузии, утверждает, что дешевизна производства в восточноевропейских странах – это миф, в чём он смог убедиться на собственном опыте. Оборудование для теплиц пришлось покупать в Нидерландах, а цены на электроэнергию растут почти каждый месяц. Но при всём этом агробизнесмен считает украинский рынок наиболее перспективным из трёх, на которых он работает.