Биоэнергетика в Украине: какое будущее ждёт производство топливных пеллет и брикетов?

Информация
Биоэнергетика в Украине: какое будущее ждёт производство топливных пеллет и брикетов?

18.06.2019
 
 
Доля биоэнергетики в мировом производстве энергии неуклонно растёт. Альтернативные источники являются экологически безопасными и более дешевыми по сравнению с традиционными энергоносителями – газом и углём. Развитие биоэнергетики – стратегическое направление для Украины, от которого зависит, ни много ни мало, эффективность и устойчивость национальной экономики в долгосрочной перспективе.
 
 
Топливные пеллеты и брикеты – самые популярные виды твёрдого биотоплива, которые получают из древесной массы, опилок, лузги, соломы и прочих отходов сельского хозяйства. За последние годы в Украине рынок биоэнергетики рос в среднем на 35% в год, прочно заняв позицию в сфере ВИЭ после солярных ферм и ветропарков. Причём самый активный рост наблюдался в 2015-2016 гг. 
 
К концу 2017 года в Украине насчитывалось почти 200 действующих предприятий по производству топливных брикетов с суммарной производительностью более 12 тысяч тонн/месяц, или около 150 тыс. тонн в годовом выражении.

 
Инфографика организация производства пеллет
 
  
Что касается пеллет (топливных гранул), то в 2015 году объем их производства в Украине превысил отметку в 1,3 млн тонн, а общее количество предприятий разной производительности достигло полутысячи (494 действующих производства). По видам сырья для производства топливных пеллет объемы распределились следующим образом:
 
  • из лузги —724 тыс. тонн, 
  • из древесины — до 390 тыс. тонн,  
  • из соломы — 146 тыс. тонн, 
  • из торфа — 8,4 тыс. тонн, 
  • на другие виды сырья пришлось 51,8 тыс. тонн. 
  
 
 

 
 
 
Колоссальная по своим объемам сырьевая база – огромное преимущество, которое лежит буквально под ногами. Только по приблизительным подсчётам, каждый год украинский агросектор производит не менее 120 млн тонн отходов – сюда относится зеленая масса, лузга, органические отходы животного происхождения и т.д., – этот потенциал сейчас используется в лучшем случае на 10%. Если перерабатывать в пеллеты всю аграрную биомассу, которая остаётся после уборки урожая как правило неиспользованной, этого хватит чтобы заменить 27 млн тонн условного топлива. Что на 15% покроет ежегодные внутренние потребности страны, которые оцениваются на уровне 180 млн тонн. 

 
Инфографика пеллетный бизнес 
 
Что мы имеем сейчас? За весь 2018 год Украина в общей сложности произвела только около 1,5 млн. тонн пеллет, из которых 30-35% ушли на экспорт в страны ЕС. Тут стоит отметить, что вопрос логистики всё еще остаётся узким местом экспортных поставок украинского биотоплива в Евросоюз, но об этом мы скажем ниже. 
 
Сейчас можно отметить некоторый спад интереса к направлению. Что выражается в том числе дефицитом внимания к теме в СМИ, отсутствием подробной статистики по рынку топливных пеллет в Украине 2018-2019 гг. и скудным данным по экспорту продукции. Хотя не исключено, что мы имеем дело с неким проявлением отложенного интереса, который начнёт проявляться с введением ряда важных законопроектов и пересмотра всей концепции развития отрасли. 
 
Важным этапом развития украинской биоэнергетики стал запуск биржи биомассы в Украине. Первые контракты на поставку биомассы были заключены еще в сентябре 2018 года, для чего использовалась возможности уже готовой автоматизированной платформы Аграрной биржи. Биржа биомассы позволит производителям закупать сырье по конкурентным ценам, упростит и сделает прозрачным процесс закупок.
 
 
Продам линию по производству пеллет бизнес 
  
2018 год закончился для украинской зеленой энергетики знаковым событием: перед зимними каникулами парламент одобрил законопроект о «зелёной энергии», который позволит Украине к концу 2019 года уйти от слишком высоких зеленых тарифов к более справедливым зеленым аукционам.
 
Постепенное замещение непозволительно дорогих «зелёных тарифов» прозрачными и конкурентными «зелеными аукционами» в системе Prozorro по планам должно заложить основы новой модели функционирования рынка возобновляемой энергетики. С 1 января 2020 года планируется введение обязательных аукционов для проектов электростанций на возобновляемых источниках энергии с поэтапным снижением пороговой мощности с 10-20 МВт до 1-3 МВт к 2023 году. Все эти нюансы необходимо учитывать уже на этапе разработки бизнес плана предприятия по производству пеллет или брикетов.
 
Это один из главных сдерживающих факторов для производства топлива из биомассы и инвестиций в ТЭЦ на биотопливе.
 
В целом же, учитывая общемировую и внутриэкономическую необходимость – даже необратимость – развития зелёной энергетики, можно говорить о большом будущем производства твердого биотоплива в Украине.
 
Итак, давайте посмотрим, что происходит на рынке твёрдого биотоплива.

 
 
 

Мировой рынок топливных пеллет к 2030 вырастет почти в три раза

 
Крупные электростанции в Европе активно переходят на древесные гранулы, опилки, топливную щепу и другие продукты деревообработки. Следовательно, потребности региона в биотопливе стремительно растут.
 
В 2018 году в мире было произведено 36 млн тонн древесных топливных гранул. По приблизительным оценкам, к 2030 году этот объем может вырасти в 3 раза, приблизившись к отметке 100 млн. тонн.
 
 
Продам линию по производству пеллет
 
 
Масштабные проекты в сфере биоэнергетики в Европе сдаются в эксплуатацию десятками ежегодно. Речь как о строительстве новых мощностей, так и о переоборудовании ТЭЦ и переводе с угля на топливные пеллеты, брикеты, щепу и солому.
 
Вот только несколько примеров из Европы. 
 
Дания – Avedore. В 2015 году комбинированная теплоэлектростанция Avedore в Дании перевела первый блок мощностью 208 МВт и 348 МВт тепла на древесные гранулы. Каждый год он будет перерабатывать 1,2 млн. тонн древесных гранул (с эффективностью процесса 91%), обеспечивая теплом и электричеством 215 000 домохозяйств. Для сравнения, только один этот блок потребляет почти столько же пеллет, сколько производит за год Украина. 
 
 
Адведора завод электростанция
 
 
Второй блок Аведора существенно превосходит первый по мощности. На станции сконструирован самый большой в мире котёл на биотопливе. Его длина составляет 80 метров и работает он на соломе и древесных гранулах, хотя так же эффективно может сжигать мазут или природный газ. ТЭЦ в Аведоре, обслуживающая Копенгаген, отказалась от угля и газа и считается одной из самых эффективных в мире.
 
Франция – Provence 4 biomass. Крупнейшая энергетическая компания Германии E.ON в 2015 году ввела в эксплуатацию ТЭЦ мощностью 150 МВт в городе Мерей на юге Франции. Станция Provence 4 biomass стала самым большим проектом во Франции по производству энергии с использованием твёрдого топлива из биомассы. Ежегодно она потребляет около 850 000 тонн биомассы – древесных пеллет, щепы и т.д. В современную ТЭЦ на биотопливе была преобразована устаревшая угольная станция. Новая теплоэлектростанция теперь обеспечивает электричеством 440 000 домашних хозяйств. В результате удалось не только повысить производительность объекта, но и сократить выбросы углекислого газа на 600 000 тонн в год.
 
Швеция – Fortum. В 2016 году на окраине Стокгольма была запущена самая крупная в стране биотопливная теплоэлектростанция Вартан, построенная финской компанией Fortum. Новая ТЕЦ мощностью 130 МВт работает на отходах деревопереработки – древесной стружке и щепе. Инвестиции в проект составили 517 млн долларов. Причём более половины необходимой суммы выделил Европейский банк. Еще около 150 млн. долларов понадобилось выделить для того, чтобы благоустроить прилегающую территорию.
 
Спрос на твердое биотопливо, включая в том числе и топливные пеллеты, стабильно растёт не только в холодных скандинавских странах. Это сильный тренд для многих стран Евросоюза, включая Великобританию, Южную Корею и даже Японию. 
 
Причём главным драйвером тут выступают не столько розничная торговля пеллетами и частные домохозяйства, сколько активное развитие возобновляемой теплогенерации и переход электростанций на топливные гранулы, брикеты и щепу.
 
Что касается государственной поддержки, то тут можно привести пример Южной Кореи. Правительство страны помогает активно развивать биотопливную возобновляемую энергетику за счёт внедрения «зеленых сертификатов» – системы государственного поощрения использования биомассы.
 
В Англии происходит настоящий бум возобновляемой энергетики и реконструкции ТЕЦ из-за особенностей климата и благоприятных инвестиционных условий.
 
С 2013 года в Великобритании объем потребления древесных брикетов и пеллет стабильно растет.  По подсчётам к 2020 году этот показатель с 14,9 млн. достигнет 24 млн. тонн. Более того, спрос на гранулы будет расти и после 2020 года за счет ввода новых биоэнергетических мощностей сразу на нескольких объектах.   В частности, это такие гиганты как DRAX, чешский EPH и MGT.
 
Drax – крупная электростанция в Северном Йоркшире, работающая на биомассе и угле. Её мощность для биомассы составляет 2,6 ГВт (общая мощность 3,9 ГВт). В год котлы Дракса потребляют более 7,5 млн тонн топливных гранул, которое поставляется в основном из США и Канады.
 
Основанный в 2009 году чешской холдинг EPH со штаб-квартирой в Праге активно инвестирует в энергетический сектор Европы. В том числе с 2014 года и по настоящее время компания финансирует проекты реконструкции ТЭЦ в Великобритании (и странах ЕС) с целью перевода их мощностей на биотопливо. Как это было реализовано на электростанции мощностью 420 МВт в Линмуте, что в графстве Девоншир, которую EPH приобрел в 2016 году с целью расширения своего присутствия в Великобритании.
 
Компания MGT Teesside строит электростанцию в Тиссайде, рядом с Мидлсбро на северо-востоке Англии. Все 100% мощностей станции заточены исключительно на топливо из биомассы. По мощности Teesside существенно уступает двум предыдущим объектам – она составит всего 299 МВт. Зато сможет обеспечить энергией около 600 000 домохозяйств. А главной её особенностью станет крупнейшая в мире и очень эффективная силовая установка с циркулирующим псевдоожиженным (кипящим) слоем. Ввод в эксплуатацию MGT Teesside запланирован на начало 2020 года. Потребление ТЭЦ в Тисс оценивается на уровне 1,2 млн. тонн древесных пеллет в год.
 
Это только малая часть всего того, что запланировано на десятилетие. Прямо сейчас на стадии планирования или строительства находятся десятки биоэнергетических теплоэлектростанций в Испании, Бельгии, Финляндии, Польше, Италии и других странах. Это как проекты связанные с реконструкцией и переходом энергетических объектов (старых угольных станций) на использование топливных гранул и щепы, так и абсолютно новые ТЭЦ, наподобие MGT Teesside.
 
О чём всё это говорит? Даже без статистики. 
 
О том, что потребности в топливе из биомассы существенно растут. Следовательно, производители топливных пеллет и брикетов должны в свою очередь этот спрос удовлетворить. Это будет происходить несколькими путями: а) появлением новых производств; б) расширением мощностей действующих предприятий (закупка или модернизация новых производственных линий); в) повышением объемов экспорта (или импорта, если рассматривать с точки зрения потребителей в ЕС). 
 
 

 

Европе с каждым годом нужно всё больше топливных пеллет. Цены растут. 

 
Всего за 2 месяца, с декабря 2018 по январь 2019 годов, индекс цен на пеллеты в западной Европе вырос на 1,5-2%. Как и в 2017 году. Вообще, повышение цены биотоплива – чётко прослеживаемый тренд последних лет, который обусловлен в том числе и резким повышением внутреннего спроса. 
 
Чтобы сбалансировать рынок, производители наращивают производство и объемы экспорта. 
 
Крутую динамику показала Чехия. Там в 2016 году производство топливных брикетов сразу выросло почти на четверть и превысило 300 тысяч тонн. В этом же году количество установленных твердотопливных котлов в чешских домохозяйствах достигло 25 000. При активном развитии внутреннего потребления, производство в Чехии по-прежнему ориентировано на внешние рынки. Чешские производители топливных древесных гранул и брикетов экспортируют до 95% продукции, поскольку на чешском рынке их вытесняет Германия, как бы это парадоксально не звучало.
 
Теперь что касается логистики. Большая доля экспорта топливного древесного брикета из Украины направляется в страны Евросоюза именно через Чехию. На этот транспортный коридор приходится около 15-20% украинского экспорта.
 
 
Логистика брикеты
 
 
Европейский рынок остаётся весьма конкурентным, поэтому его успешное освоение не может быть гарантировано только за счёт повышения спроса на топливные пеллеты. Нужна оптимизация логистики, большие объемы поставок и, вероятно, демпинг. Ничего из этого украинский производитель пока себе позволить не может. В отличие от Германии. 
 
В 2018 году Германия – один из главных игроков на европейском рынке – нарастила на 7,3% объемы производства топливных пеллет до 2,4 млн тонн. Это достаточно много, но составляет всего треть потребностей одной только электростанции в Драксе.
 
Доминирует же на этом поприще США, которые экспортируют свои дешевые древесные пеллеты в три десятка стран: в Бельгию, Данию и Люксембург – по 0,5 млн. тонн; в Италию, Канаду, Францию и Нидерланды гораздо меньше – от нескольких десятков до ста тысяч тонн продукции отправлено.
 
В общей сложности в 2018 году США экспортировали более 6 млн тонн древесных топливных пеллет на сумму $812 млн. Это на 17% больше по сравнению с 2017 годом, когда объем экспорта составил 5,1 млн тонн. 
 
Основной рынок сбыта для американских производителей – Великобритания. В прошлом году страна закупила 4,71 млн тонн древесных пеллет из США. Только в первом квартале 2019 года объем экспорта древесных топливных гранул достиг 1,1 млн тонн, что на 36% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. При этом растёт и стоимость поставок – она увеличилась на 35% и составила в денежном выражении $143 млн. 
 
Небольшие экспортные поставки из США были осуществлены также и на дальний Восток. Так Южная Корея закупила 6,5 тыс тонн топливных гранул, а Япония до двух тысяч тонн. 
 
К слову, Япония представляется весьма перспективным партнёром. В 2018 году Япония закупила за рубежом более 1 млн тонн древесных гранул. В два раза больше, чем в 2017 году.
 
Чуть меньше 2/3 импорта пеллет приходится на Канаду, 31% – на Вьетнам. Оставшиеся несколько процентов докупают в США и других странах региона. А поскольку собственное производство пеллет в Японии ограничено проблемами с сырьевой базой, не остаётся ничего другого кроме как наращивать объемы импорта. По самым скромным подсчётам, всего через 4 года, в 2023 году потребности Японии возрастут в 5 раз и достигнут 5 млн тонн древесных пеллет.
 
 
 

Мировой рынок топливных пеллет растёт, тогда как украинский производитель ориентирован на частный сектор.

 
Какое место отведено на этом биоэнергетическом празднике украинским производителям?
 
Украинский рынок топливных пеллет и брикетов не сможет нормально развиваться без роста внутреннего потребления, и в первую очередь, спроса со стороны энергетической отрасли.

 
Пеллетная линия
 
 
Существуют факторы, которые мешают процессу перехода страны на биоэнергетические рельсы. И есть те, которые способствуют. Отсутствие «зеленых тарифов», запуск нового рынка электроэнергии, появление «зелёного аукциона» и биржи биомассы, удорожание цены сырья для пеллет и стоимости доставки. Правовая база и экономические факторы напрямую или косвенно влияют на производителей топливной биомассы, поскольку определяет рентабельность инвестиций, что и формирует привлекательность организации производства пеллет и брикетов.
 
Украинские производители пеллет пока (и как минимум в среднесрочной перспективе) не могут ориентироваться на растущие потребности биоэнергетики. Пока ТЭЦ на биомассе не собираются строить в достаточном количестве, за исключением нескольких проектов, которые больше можно назвать экспериментальными.
 
Отсутствие выгодных «зеленых тарифов» не позволяет крупным компаниям полноценно развивать данное направление биоэнергетики в Украине. ТЭЦ на топливе из биомассы обычно используются для собственных производственных нужд, часто – в целях эксперимента. Из-за относительно небольшой рентабельности, при необходимых многомиллионных вложениях в запуск производства, такое производство теряет целесообразность. Нужно строить современную ТЭЦ или котельную, а также запускать производство пеллет. Это слишком много оттягивает оперативных ресурсов, при большом сроке окупаемости.
 
Как оказалось, собственная сырьевая база – необходимое, но недостаточное условие высокорентабельного бизнеса.
 
Но это если говорить о крупных агропромышленных комплексах, которые имеют свои приоритетные и ключевые направления деятельности и без биоэнергетики. Средний и малый бизнес – совсем другое дело. Сейчас инвестиции в небольшое производство пеллет окупаются в среднем за 5-6 лет, тогда как покупка пеллетного или брикетного бизнеса в ряде случаев окупает себя в 2 раза быстрее; иногда же на рынке готового бизнеса появляются примеры подобного бизнеса с окупаемостью в ~2 года. Существенно повышает рентабельность розничная или мелкооптовая продажа пеллет.
 
Несмотря на то, что большинство производителей и поставщиков пеллет в Украине нацелено на экспорт, в первую очередь – на европейский рынок, динамика соотношения спроса и предложения свидетельствует о планомерной переориентации производителей топливных пеллет на конечного потребителя. 
 
Об этом свидетельствует незначительное уменьшение среднего объема партии и размера упаковок для оптовой поставки. А также возросшее на 10% количество предложений в мешках фасовкой по 15, 25, 30 кг.
 
Резкое и сильное повышение цены на газ весной 2015 года спровоцировало переход на твердотопливные теплогенераторы. Тысячи частных домохозяйств и объекты социальной инфраструктуры перешли на отопление древесными гранулами, брикетами и щепой. Владельцы крупных котелен закупают у местных производителей пеллет практически всю произведенную продукцию оптовыми партиями. 
 
Таким образом, несмотря на все экспортные прелести выхода на рынок ЕС, экономическую устойчивость небольшим пеллетным производствам в Украине обеспечивает работа на внутренний рынок и конечного потребителя. Работать на Европу и получать крупные контракты легче крупным производителям. А таких в Украине всего несколько. Также ограничения связаны с не очень удобной логистикой – потребности в топливных гранулах в Западной и Северной Европе, там, где спрос растёт наиболее активно, обслуживают производители из США, Канады, России и Германии. 
 
Эволюция «зеленого» рынка в Украине может дать стимул развитию ТЭЦ на топливе из биомассы, что закономерно подтянет и производство пеллет, создаст тысячи новых рабочих мест для экономики страны. 
 





Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга