Рынок отельного бизнеса Украины

Информация
Рынок отельного бизнеса Украины

24.09.2019

 

★★★★★ Всё, что нужно знать о нынешнем состоянии гостиничного бизнеса Украины. Данные 2019 г. и тенденции 2020 г.


Прежде, чем говорить об отельном бизнесе, необходимо дать ему четкое определение по той простой причине, что иногда следует провести грань между предприятиями различного формата, различной степени организованности и эффективности. Попросту говоря, если мы, к примеру, собираемся говорить об объёме номерного фонда, необходимо обозначить, что мы под ним подразумеваем.  


Что следует понимать под отельным бизнесом, что это такое?


Отельный бизнес – это деятельность, направленная на извлечение прибыли от предоставления услуг размещения и обслуживания в гостинице, посредством эффективного использования совокупности бизнес-процессов и активов (прежде всего – недвижимости, в собственности или в аренде). Существует 3 вида отельного бизнеса в зависимости от модели управления: самостоятельное управление, по франшизе, посредством управляющей компании.

Отель (гостиница), чтобы называться таковым, не обязательно должен пройти государственную категоризацию (присвоение звёзд), но обязателен минимальный набор услуг (заправка постелей, уборка номеров и т.д.).

Несмотря на высокую (и из года в год растущую) популярность брендов, основная масса гостиниц в Украине никак не связана с ними и действует самостоятельно.



Классификация отелей:


По типу:

• гостиница;
• апарт-отели;
• мини-гостиница;
• пансионат;
• мотель;
• хостел;
• прочее (специализированные отели и т.д.).

По времени функционирования:

• сезонные;
• круглогодичные.

По месторасположению:

• городские;
• сельские;
• придорожные;
• курортные;
• в аэропортах.

Гостиницы экзотической тематики только начинают приобретать популярность в стране.

В качестве популярных расширений наиболее востребованы: ресторан, бар-лобби, бильярд, конференц-зал, SPA-комплекс, фитнес-клуб, кабинет косметолога, массажный кабинет, прачечная, парикмахерская и пр.


  Что ждет рынок ресторанного бизнеса



Показатели эффективности гостиничного бизнеса в Украине


В Украине насчитывается несколько тысяч отелей. В сравнении с восточноевропейскими странами в Украине существует огромный нераскрытый потенциал для развития гостиничного бизнеса. Показатели заполняемости украинских гостиниц в определенной степени коррелируют с аналогичными показателями в Европе. Так, во втором квартале 2019 г. в сравнении с тем же периодом 2018 г. заполняемость отелей в Европе выросла на 0,7% к 75,6%,  средняя цена на номер ADR выросла на 3,4% к € 118,16 ($ 131,74), доход с номера RevPAR вырос на 4,1% к € 89,31 ($ 99,57).

Ценообразование украинского номерного фонда тесно привязано к курсу валют, и укрепление гривны 2019 г., которое эксперты считают временным, также отразилось на стоимости номеров.

В 2018 г. введение военного положения в значительной мере повлияло на операционные показатели сферы за счёт уменьшения количества иностранных туристов. С завершением президентских выборов и процесса передачи власти, а также со стабилизацией внешнеполитической ситуации, туристический поток имеет все шансы восстановиться.

Сейчас же отели Украины и ее столицы снова находятся на долгосрочном подъеме, согласно данным показателей и отраслевым аналитикам, что способствует возвращению международных инвесторов в страну после кризисного обострения 2014 г. Заполняемость столичного номерного фонда вернулась к прежним показателям – в районе 43% - 50%. Существует тенденция к улучшению эксплуатационных показателей гостиничной индустрии и росту спроса на новые отели.

Средние показатели по Киеву для всех сегментов отелей:

• ADR = $93.87
• RevPAR = $47.78

Ведущие международные компании отельного консалтинга, такие, как HotelNewsNow, STR, JLL в своих сводках новостей отельного бизнеса прогнозируют стабильность и укрепление рынка отельного бизнеса в Украине.

 
Заполняемость отелей Киева


Заметно увеличение доли прироста туристов из Китая, Вьетнама и прочих стран Юго-Восточной Азии. Регионы украинского побережья Черного моря в сезон с мая по сентябрь привлекают около 8 млн.туристов, что способствует интенсивной застройке. В частности, в Одессе средняя заполняемость номерного фонда достигает 92% в сезон. Для сравнения, заполняемость отелей в турции в сезон достигает 76%.

Участники рынка ожидают возможного увеличения (в пределах 5-10%) показателя средней стоимости за номер (ADR) в Украине. В частности, это может быть следствием повышения уровня качества услуг, а также расширением их ассортимента. При этом, в краткосрочной перспективе не ожидается повышения показателей заполняемости (Occupancy).

Средняя стоимость номера в отелях 3 и 4 звезды остаётся на уровне ~ 50 €, для категории 5 звёзд ~ 150 €.

Сервисы онлайн бронирования с каждым годом играют всё большую роль в эффективности работы отелей, однако при этом существуют гостиницы, которые загружены в основном за счёт собственной репутации и сарафанного радио, но не онлайн-сервисов.

Номерной фонд Киева включает 105 отелей, с суммарным количеством номеров ~ 11 тысяч.

 

Номерной фонд Киева


Туристический сбор


Важной переменой на рынке гостиничного бизнеса Украины стало введение нового закона в 2019 г., меняющего порядок расчета туристического сбора, с не самыми благоприятными для отельеров последствиями налогообложения. После введения закона с туристов необходимо взимать посуточную плату за нахождение в стране.

Ранее туристический сбор зависел от стоимости проживания. Теперь же базой для его начисления является минимальная заработная плата. Недовольные нововведением отельеры собрали круглый стол «Гостиницы Украины: Туристический сбор 2019», в результате чего консолидировано был сформулирован перечень требований к правительству. Негодующая позиция представителей отельного бизнеса аргументирует своё недовольство угрозой нового закона развитию не только сегмента гостиниц, но и туризма и экономики страны. Кроме того, отельеры полагают, что изменения правил туристического сбора способствуют развитию коррупционных схем и теневого заработка бизнеса. Примечательно, что ни в одной стране мира туристический сбор не рассчитывается на основании размера минимальной заработной платы, как в Украине.
 



Тенденции отельного сегмента в Украине

 

С чего начать отельный бизнес тенденции 


Категоризация

Украина очень медленными шагами идёт к категоризации гостиниц и других объектов, предоставляющих услуги временного заселения. Сертификация гостиниц должна осуществляться организациями, аккредитованными Национальным агентством по аккредитации Украины (НААУ), который находится в ведомстве Минэкономразвития. Между тем, с бурным развитием онлайн-букинга, принадлежность отелей к категориями 4 и 5 звёзд открывает неоценимые конкурентные преимущества.

Рынок трудоустройства


Какое число сотрудников задействовано в гостиничной сфере – достоверно не известно. Однако, несомненно, с каждым годом в стране растёт культура качественного обслуживания в отелях, а, значит, и растут требования к уровню навыков и профессионализма по вакансиям в сфере.

Менеджмент

Ужесточающаяся конкурентная среда требует повышения квалификации не только обслуживающего персонала, но и никак не в меньшей степени – управляющего менеджмента. Сейчас, в отличие от 10-20-летней давности, начинающие отельеры имеют все возможности для обучения: книги, семинары, тренинги и консультационное сопровождение. Специализированные учебные заведения готовят специалистов по профессиям гостиничной сферы.

Конкурентная борьба

20 лет назад владелец гостиницы не знал (или не хотел знать), что у него есть конкуренты. 10 лет назад владелец гостиницы считал, что он конкурирует с гостиницами своей шаговой доступности и своего класса. Теперь же понятие конкуренции понимается участниками рынка (под его же давлением) несколько шире. Сегодня множество отельеров формирует свою ценовую политику не только озираясь на соседей, но и ориентируясь на туристические потоки внутри страны, а также на внешние туристические направления. Здесь у каждого сегмента свои специфические особенности. Например, в Одесской области представители гостиничного курортного сегмента прекрасно понимают, что плотный туристический поток из Украины в Египет и в Турцию во многом обусловлен привлекательностью цен местных гостиниц; осознание данного обстоятельства непосредственно само по себе, естественно, не заставляет владельца корректировать ценовую политику, но рынок неизбежно путем обозначенных связей оказывает своё воздействие.

Конкуренция ведется по всем фронтам: цены, повышение качества услуг и комфортности проживания, маркетинг, и т.д.

 

Конкуренция гостиничного бизнеса


 
Работа с репутацией отеля

Отельный бизнес - один из самых чувствительных к репутационным издержкам. Поток клиентов сегодня во многом обусловлен тем впечатлением, которое может сформироваться при ознакомлении с репутацией отеля в интернете. Рейтинги на таких площадках, как booking.com, tripadvisor, google maps – давно перестали быть чем-то абстрактным, сегодня они во многом влияют операционные показатели отеля. Постояльцев некоторых гостиниц персонал просит оставлять свой отзыв, чтобы способствовать успешному репутационному продвижению.


Преодоление технологического отставания

На предприятиях всё чаще внедряется современное программное обеспечение (бронирование номеров, CRM, бухгалтерский учет гостиниц). Всё большее внимание менеджмент уделяет сайту отеля, маркетингу, букинг-площадкам.

 

Налоги Испания отели



 
Обязательная сортировка мусора

С введением в 2019 г. в Украине новых государственных строительных норм (ГСН) по проектированию гостиниц, становится обязательной сортировка мусорных отходов. Теперь каждая гостиница должна отвечать нормам раздельной сортировки мусора. Эти нормы относятся не только новым объектам, но и тем, по которым проводится реконструкция. По всей видимости, мусоропроводов теперь больше не будет. Предъявляются требования и к системам очистки от мусора и по уборке; максимальное содержание пыли не должно превышать 0.15 миллиграмм / м².

Постепенный отказ от пластика

Со вступлением в силу запрета на использование пластиковой посуды и других одноразовых предметов из пластика на всей территории Евросоюза, ожидается, что и украинские гостиницы также постепенно откажутся от использования пластика. К 2025 г. ожидается сокращение использование пластиковых контейнеров для еды.




Строительство новых отелей



Согласно данных международной компании STR, в Европе в июле 2019 объем застройки новых гостиниц вырос на 52,4 % (1504 проекта, 192 352 номера) по сравнению с показателями годичной давности.

Украина не слишком отстает от Европы по темпам застройки. Примечательно, что ещё в 2018 г. Украина вошла в тройку лидеров среди стран СНГ по количеству нововозведенных гостиниц.

После кризисного обострения 2014 г. все крупные отельные операторы приостановили новые проекты на 3 года, после чего постепенно возвращается заинтересованность таких крупных компаний, как Park Inn by Radisson, Aloft, MGallery by AccorHotels, Ibis and Best Western Hotels & Resorts. Международные гостиничные компании усматривают потенциальную выгоду в увеличении числа бизнес-туристов в Украине. За несколько последних лет существенно расширили своё присутствие крупнейшие отельные операторы (Mariott, IHG, Accor). Так, к завершению 2020 г. в столице ожидается открытие отеля Ibis (Accor) и Adagio City Aparthotel.

В странах СНГ по итогам 2018 г. доля брендированных отелей выросла на 29%. Среди стран региона Украина заняла 3-е место по объему новых брендированных гостиниц (591 номер); среди городов региона Киев оказался на 2-м месте.

Впрочем, традиционно гораздо более активную застройку ведут инвесторы из Украины.


Рентабельность отельного бизнеса



   Подробнее о том, как рассчитать рентабельность бизнеса

Рынок инвестиций и купли/продажи готового бизнеса напрямую зависит от экономической обстановки в стране. И, если при наступлении кризисного обострения 2014 г. незамедлительно последовал всплеск перемен, то сегодня рынок постепенно возвращается к прежнему состоянию. Как это отражается на гостиничном сегменте? Простой пример: до 2013 г. гостиница с номерным фондом в несколько сотен номеров могла быть привлекательна для инвесторов при типичных сроках окупаемости 5-8 лет. Последующие несколько лет со стороны инвесторов не могло быть и речи в какой-либо заинтересованности в виду авантюрного характера ожиданий окупаемости подобные сроки на фоне экономической непрогнозируемости. В нынешней обстановке инвестор (покупатель бизнеса) видит больше рисков, чем 7 лет назад, и по этой простой причине склоняется к рассмотрению несколько более коротких сроков окупаемости своих вложений. При этом же, гостиничный сегмент остаётся одним из самых стабильных среди основной массы прочих, а потому не перестаёт быть привлекательным для вложений в объёме $ 500 тыс. – $ 10 млн. Пусть сроки окупаемости, в сравнении с другими сферами, остаются достаточно высокими, но и уровень рисков на порядок ниже, чем в большинстве предложений.




Где купить отель?
Продажа рентабельного отеля в Одессе
Продажа рентабельного отеля в Херсонской обл.








Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга