10.08.2020
Вспышка коронавируса и финансовый кризис, как мы уже писали ранее, коренным образом преобразовали рынок покупки – продажи действующего бизнеса по всей Украине. Однако Одесская область, и в частности Одесса, имеют свои особенности на фоне всех перемен рынка.
Весь юг Украины – особый регион, для которого на рынке продажи готового бизнеса всегда было характерным изобилие предприятий туристической отрасли. Впрочем, только Одесская область, располагая не только городом-миллионником, но и собственно туристической жемчужиной, выгодно отличается от прочих южных областей и притягивает по-настоящему огромное количество туристов. Одесса – один из крупнейших в Украине курортов, и даже в эпоху коронавируса приток туристов в город и область не намного отличен от показателей прежних лет. Во многом это обусловлено преобразованиями туристической отрасли: в Украину больше не едут отдыхать туристы из-за рубежа, однако и украинцы перестали выезжать за рубеж; именно одесская область стала главным эпицентром для туристов со всей Украины.
Эпидемия, финансовый кризис, необходимость закрытия огромного количества заведений – всё это поспособствовало выбросу на рынок множества предприятий по всей стране. Исключением не оказалась и Одесса. Множество продавцов вынуждено сразу приступать к продаже по бросовой цене. Однако есть и другая противоположность – продавцы, которые всё ещё наивно полагают, что для покупателя наличие кризисного обострения ничего не поменяло; завышенная цена на бизнес может не только отложить его продажу, но в ряде случаев приводит к тому, что в конечном итоге будут распроданы только материальные активы по ликвидационной стоимости.
Несмотря на то, что пандемическая ситуация серьезно приостановила застройку побережья новыми гостиницами, огромная доля отельеров продолжает демонстрировать высокие показатели заполняемости, а потому и извлекать выгоду, сопоставимую с прежними годами; по этой же причине многие из них не спешат расставаться со своим бизнесом, прибыльным даже в непростое время пандемии и кризиса.
В области регулярно выставлялось на продажу огромное множество не только гостиниц, апарт- и мини- отелей, но и предприятий инфраструктуры туристической отрасли: рестораны, кафе, кофейни, салоны красоты, фитнес-клубы и пр.
Одесса, будучи одним из крупнейших городов страны, – одно из географических средоточий активности на рынке продажи бизнеса в Украине. Однако причина этому не только в количестве жителей. По данным Государственной службы статистики Украины в 2019 году по количеству активных предприятий Одесскую область (42 945 предприятий) опережал только Киев и Днепропетровская область; при этом Львовская и Одесская области оказались практически на одном уровне по данному показателю. Даже Харьков, где население значительно больше, чем в Одессе, показал меньшее количество предприятий. Одесский регион продолжает входить в ТОП-5 украинских областей, привлекающих больше всего зарубежных инвестиций. Общий объем капитальных инвестиций, привлекаемых в Одесскую область на протяжении января-марта 2020 г., составил 2 990 млн.грн. В 2020 году Одесса стала лидером среди городов, которые обновили парк электротранспорта. Одесса является крупным производственным центром, при этом оставаясь крупным транспортным узлом автомобильных, железнодорожных и морских путей сообщения.
Каждые сутки на одном только сайте ОЛХ (olx.ua) добавляется несколько десятков новых предложений по продаже бизнеса, однако это далеко не полная часть всех предложений. Самый простой бизнес можно купить уже имея в распоряжении свыше нескольких тысяч долларов США – это сайты, мобильные торговые точки, тележки с мороженным и многое другое.
За исключением несопоставимо большой доли HoReCa-бизнеса, ассортимент предлагаемых к покупке объектов во многом схож с перечнем предложений из других областей Украины. Наибольший спрос приходится на покупку недорогого малого бизнеса в сфере торговли (с помещением в аренде). Поскольку через Одессу пролегает множество транспортных потоков, в т.ч. международных, значит и транспортно-логистических предприятий здесь достаточно много; естественно, часть из них регулярно выставляется на продажу, однако спрос в этом направлении достаточно невелик.