БизРейтинг: итоги 2020 (отчет)

Информация
БизРейтинг: итоги 2020 (отчет)

12.01.2021
 
 
Закончились праздники, и теперь мы с радостью можем поделиться результатами работы БизРейтинга в 2020 году и рассказать, что было интересного. С итогами 2019 года – можно ознакомиться по ссылке.
 
2020-й оказался не простым годом для всех. Практически нет сфер предпринимательской деятельности, в которых 2020-й не ознаменовал бы существенных перемен. Конъюнктура практически любого рынка перевернулась с ног на голову, какие-то направления утратили интерес инвесторов, другие же - наоборот, расцвели буйным ростом. По вполне объяснимым причинам, преобразования рынков оказались не менее масштабными, чем это было во время кризиса 2013-2014 гг. Непосредственно для "БизРейтинга" год оказался результативным, для нас это уже 3-й кризис, который мы успешно преодолеваем. Сам кризис стал не столько помехой, сколько возможностью, в 2020-м мы существенно повысили качество услуг для клиентов и внедрили +1 новый бесплатный инструмент для нашей аудитории.
  
 
 

Продажа готового бизнеса 2020

 
При сборе данных к концу 2020 г. мы контактировали со всеми продавцами готового бизнеса и инициаторами инвест-проектов, которые приходили к нам за последние 7 лет.
 
В общей сложности за 2020 год отмечено проданными или удалено по этой же причине 13 заявок. В это число не входят продажи, о которых известно, что покупатель пришел не посредством работы БизРейтинга. Здесь важно напомнить читателю, что об успешной сделке продавец склонен сообщать только в небольшой доле случаев. В этой статье указывается, что происходит с информацией о продаже бизнеса после завершения сделки, а также, почему ни один ресурс не может располагать статистикой сделок. 
 
Приведенное число – 13 – далеко не полная часть успешных сделок, почти все они проходят в закрытом режиме и по понятным причинам не предаются широкой огласке. Кроме того, не редко бывшему продавцу просто нет дела до того, где была опубликована информация о продаже.
 
При необходимости мы готовы предоставить список проданных объектов с номерами заявок, адресами объектов и контактными данными каждого продавца (если это не будет вступать в противоречие с его интересами). 
 
 

Что означает приведенный результат?

 

Общее количество опубликованных за год заявок – 85. Таким образом, формально мы располагаем достоверной информацией о том, что за год более 1/6 продавцов достигло успеха, однако, опять-таки, в действительности это соотношение существенно выше. Среди интернет-проектов своего покупателя находит каждый 3-й!
 
2020-й год стал особенным (читатель может сравнить представленные цифры с соответствующими из отчетов предыдущих лет), прежде всего это обсуловлено тем, что весну-лето продавцы, покупатели и инвесторы готового бизнеса провели в режиме выжидания. Осень-зима показывают тенденции отложенного спроса, показатели активности постепенно возвращаются к прежним результатам.
 
Подобное соотношение эффективности – недостижимо и беспрецедентно для любых прочих ресурсов. Вместе с этим, ежегодно множится количество прецедентов копирования готовых решений, ноу-хау, контента, статей, объектов интеллектуальной собственности БизРейтинга. У нас воруют даже элементы корпоративного стиля и оформления. Мы уже давно потеряли счёт количеству наших подражателей, но на работе ресурса и на качестве его услуг это никак не отражается.  
 
 

Какой бизнес пользовался спросом?
 
Выводы о тенденциях в спросе на покупку бизнеса сформированы на основании следующих критериев:
 
• отмеченные проданными (или удаленные по этой же причине) заявки БизРейтинга;
• зафиксированные БизРейтингом прочие успешные сделки на рынке;
• заявки на покупку бизнеса и обращения потенциальных покупателей;
• статистика поисковых запросов.
 
Впервые, за всё время существования "БизРейтинга" с 2009 г., мы видим, как постоянный хит среди готового бизнеса на продажу - кофейни - перестал быть таковым и привлекать колоссальный покупательский спрос. Вся HoReCa существенно просела в списке приоритетов инвесторов. Отдельные сделки в этом направлении проходят, но или по бросовым ценам, или в силу нетипичных для общей массы обстоятельств.
 
Традиционно стабильно высоким спросом пользуются продуктовые магазины.
 
В силу карантина особое оживление в спросе получил готовый бизнес, связанный с интернет-продажами, а также бизнес в сфере доставки (или диверсифицированный за счет доставки).
 
 • Актуальный материал на эту тему: Как продать бизнес в кризис
 
 
 
 
 
 

Франчайзинг 2020

 
Аналогично ситуации на рынке продажи готового бизнеса, аудитория покупателей франшиз заметно поменяла вектор своих приоритетов.
 
И с другой стороны - со стороны предложения - картина также существенно поменялась. Множество франчайзеров - преимущественно из общепита и сферы услуг - сбавило свою активность по направлению франчайзинга, а целый ряд проектов был временно приостановлен.
 
Кризис - это возможности для франшиз. Но не для всех. Кризис разделил франчайзеров. И, если одни вынужденно уходят на периферию рынка или навсегда покидают его, то другие усиленно набирают обороты. Один только пример: франшиза I love Kebab с марта 2020 г. по январь 2021 г. привлекла 30 новых партнеров! И это сфера общепита, где все усилия, казалось бы, должны быть брошены на выживание, а не на развитие.
 
Прошедший год сохранил и тенденции предыдущих лет: упрочнение рыночных позиций и диверсификация услуг лидирующих франчайзеров; вступая в конкуренцию друг с другом, франчайзеры вынуждены предлагать партнерам-франчайзи всё более выгодные условия работы; регулярное появление франшиз-однодневок; всё более меняется долевое распределение на рынке с увеличением процента украинских франшиз и с уменьшением зарубежных; всё большее значение приобретает такое понятие, как репутация франчайзера в интернете и отзывы о франшизе; такие тренды франчайзинга, как использование crm, внедрение программ лояльности, организация работы единого франчайзингового call-центра и пр. – перестают собственно быть трендами и становятся обыденным повсеместным явлением; понятия «франчайзинг» и «франшиза» всё более популяризируются и приходят в массы. Однако с ростом популяризации параллельно можно наблюдать, как в ряде случаев значимость этих понятий девальвируется, в особенности когда франшизой называются бизнес-авантюры откровенно сомнительного характера от ноунейм бренда или вообще без бренда, без имени собственного. 
 
Тенденции рынка прямым или косвенным образом оказывают влияние и на рекламируемые на БизРейтинге франшизы. Низкокачественные франшизы в массе своей отсеиваются, так и не будучи опубликованными, хотя бы потому что высокоэффективная реклама не может быть бесплатной, а как оказывается, уйма франчайзеров не в состоянии заплатить смешные деньги за продвижение своих амбициозных проектов.
 
В завершении 2020 года БизРейтинг запустил обновленный бесплатный сервис в Viber «Как проверить франшизу». На протяжении множества лет мы с сожалением наблюдаем, как потенциальные франчайзи массово допускают одни и те же ошибки, доверяя свой капитал непорядочным франчайзерам, а иногда и просто мошенникам. В действительности, проверить большинство франшиз не так уж и сложно, однако множество потенциальных франчайзи без поддержки со стороны слишком полагается на сформированное к франчайзеру доверие, пренебрегая даже элементарным анализом. Теперь выбрать успешную франшизу и проверить её самостоятельно – стало гораздо проще! Мы уверены, что с выпуском нашего бесплатного сервиса украинский франчайзи будет больше тяготеть к выбору по-настоящему успешных франчайзеров, а не тех, кто просто красиво о себе рассказывает.
 
По итогам года "БизРейтинг" привлекал крупнейший в Украине трафик по тематике франчайзинга, причем с большим отрывом от прочих ресурсов данной тематики. В 2021 мы планируем запуск бесплатного инструмента, который будет показывать прозрачную картину трафика любого ресурса, это будет полезно многим компаниям.
 
 
В течение года было подготовлено 43 статьи по тематике франчайзинга и продажи готового бизнеса. 
 
 
 
редакция портала БизРейтинг и Валерий Жерегеля
 





Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга