Сейчас QR-коды повсюду, рестораны и службы доставки стараются привлекать как можно больше клиентов, используя этот простой и в действительности не такой уж новый инструмент. Но действительно ли это эффективно?
Содержание
• Проблемы QR-кодов, которые никто не сканирует
• Проблемы QR-кодов, которые сканируют, но не приводят клиентов
• Отсутствие целеполагания
• Какие QR-коды лучше всего стимулируют к сканированию
• Уход от агрегаторов
• Интрига
• Что показывать клиенту, кроме меню
• 20 примеров грамотного использования QR-кодов
• Как насчет вкусного QR-кода?
Проблема в том, что QR-код далеко не всегда способен привлекать клиентов. Важно понимать, что QR-код (подробнее о том, что это такое) – это всего лишь инструмент. Или, если точнее – канал для привлечения клиентов. Само по себе наличие QR-кода – ещё не означает, что его хоть кто-нибудь просканирует.
Можно наклеить QR-код и ожидать стабильно-высокого прироста клиентов, но на деле, конечно, результат не всегда соответствует ожиданиям. Правда в том, что из тех QR-кодов, которые встречаются в повседневной жизни, заметная часть – так никогда и не будет просканирована даже одним клиентом.
- Размещен в месте, где появляется мало людей.
- Размещен в месте, где клиенты смущаются сканировать.
- Неудобный для сканирования большой размер, из-за которого весь QR-код сложно охватить камерой с ракурса клиента.
- Слишком маленький, неприметный.
- Неудачное сопутствующее оформление, дизайн.
- Сопутствующий текст слабо мотивирует к сканированию.
- Ведет не туда, куда нужно для максимальной эффективности (подробнее об этом).
- Непродающий дизайн меню.
- Некачественное фото.
- Переизбыток текста.
- Сомнительное качество работы кухни, негативные отзывы, плохая репутация.
- Неконкурентная ценовая политика.
- Низкая скорость обработки заказов.
- Неэффективная работа с клиентской базой, отсутствие повторных коммуникаций.
- Ненадежность службы доставки (почитайте отзывы к различным сервисам, чтобы понять, как в некоторых случаях перечеркивается работа всего маркетинга).
Заработать как можно больше – общий мотив рестораторов, использующих QR-коды. Но на этом список общих сходств заканчивается. QR-коды ведут в разные места (использующие различные технологии), по-разному взаимодействующие с клиентами. Без сформулированной маркетинговой стратегии, без внятной цели и связного понимания того, как, в какой последовательности, и, главное, почему, клиент будет двигаться к совершению заказа, а затем будет совершать заказы снова и снова, - без всего этого результат рискует быть неприметным.
У ресторатора должно быть четкое видение всей цепочки путешествия клиента: от сканирования – к заказу. Если какое-то звено этой цепочки не работает как нужно – весь комплекс связанных маркетинговых мероприятий, в т.ч. QR-код, – под угрозой оказаться неэффективными. Самый простой пример: если посетитель заведения переходит в бесконтактное меню в браузере, где, помимо всего прочего, упоминается возможность доставки, в таком случае данный клиент только с низкой вероятностью будет совершать из-дому заказы на доставку.
Лучше всего работает эксклюзивное предложение, возможность получить по QR-коду то, чего нет больше нигде. Например, это может быть персональная скидка или персональная бонусная программа, подарки (+1 пицца; +1 бесплатная доставка), розыгрыши призов, приглашение на мастер-класс и т.д.
Вкусные блюда, качественный сервис, собственная уникальная концепция – само по себе это способно вызвать некое расположение клиента, лояльность, заинтересованность. Но, тем не менее, для того, чтобы QR-переходов было как можно больше, необходимо сформировать мощный мотив. Это не может не поднимать вопроса о том, стоит ли (и, если да, то сколько) тратиться на привлечение клиента?
Если заведение привлекает новых клиентов на доставку не только за счет работы зала и сарафанного радио, это означает, что в среднем привлечение клиента обходится в некую сумму. Стоимость одного привлеченного клиента мало высчитывает, в особенности среди тех рестораторов, кто не проводит анализа эффективности проведенных маркетинговых мероприятий. Но, так или иначе, интеграция QR-кодов актуализирует вопрос, о том, нужно ли дополнительно тратиться на клиента, пришедшего по этому каналу. На первый взгляд – нет, ведь всё, что происходит после сканирования человеком QR-кода: а). и так уже потребовало определенных затрат на разработку, подключение и ежемесячное обслуживание; б). само по себе уже призвано автоматически конвертировать человека в клиента без дополнительных затрат.
На деле же всё может быть совсем иначе. Существует множество примеров целесообразности проведения дополнительных затрат на привлечение клиента, но нагляднее всего – пример тех ресторанов и dark kitchen, которые хотят уйти от агрегаторов. Тем более, что выгоды этого примера проецируются на множество других случаев. Подробнее об использовании QR-кода в задачах ухода от агрегатора.
Если понести небольшие дополнительные расходы на эксклюзивный подход к клиенту, предоставляя при подключении через QR-код нечто особенное (например, +1 пиццу в качестве подарка), открывается возможность моментально приумножить уже сформированную лояльность, выделившись из однообразной массы конкурентов и многократно повысив вероятность дальнейших регулярных заказов на доставку.
Небольшая и безобидная интрига – действенный и сознательный маркетинговый ход. Нет никакой нужды вводить клиента в заблуждение или в неведение, речь совсем не об этом. Осознание того, что за сканированием QR-кода может стоять не просто обычное скучное меню, а нечто гораздо большее – сюрпризы, персональные выгодные предложения, интересная информация о заведении или его мероприятиях – всё это может послужить мощным дополнительным стимулом к проявлению активности. При этом же, появление заинтригованности способно коренным образом и в лучшую сторону повлиять на дальнейшее взаимодействие клиента. Это проверенный маркетинговый механизм с доказанной эффективностью, которым, тем не менее, пренебрегает множество рестораторов.
Небольшой пример: Сопроводительная надпись к QR-коду обещает некий сюрприз; человек из любопытства и позитивных ожиданий сканирует код; далее, становясь клиентом, человек получает обещанный сюрприз; опыт оправданных предвосхищений проецируется клиентом и на будущее взаимодействие, мгновенно и с разительной выгодой дистанцируя заведение от всех прочих. Запомниться, понравиться, стать особенным и избранным сервисом доставки – в действительности не так уж сложно, если есть качественный продукт и сервис. По большому счету, все высокоэффективные схемы завоевания постоянного клиента – в общих чертах уже давно кем-то придуманы. Сознательное использование небольшой интриги – только одна из таких схем.
Меню и возможность заказа доставки – это прекрасно. Но для того, чтобы по-настоящему покорить клиента, необходимо дать ему больше, чем он ожидал! Прекрасно, когда заведение имеет возможность удивить клиента, например, приятным бонусом к первому заказу. Но, помимо этого, клиента также можно удивлять (завоёвывать) нетривиальным подходом, и, конечно, это в т.ч. касается того, что происходит после сканирования кода.
Если для некоего особого заведения важно выделять себя на фоне конкурентов, опциально возможно:
• Подключение к программам лояльности, информация о текущих акциях.
• Детальная информация о каждом блюде.
• Несколько тезисов о тщательности подбора ингредиентов, их правильного хранения, а также эксклюзивности процесса приготовления и рецептурного состава (с фотогалереей или видеороликом).
• Короткое видеоинтервью с шеф-поваром.
• Возможность оставить оценку или комментарий.
• Актуальная информация о ближайших мероприятиях.
• И многое другое…
Один из типичных вариантов размещения. В этом месте явно проявляются две проблемы: люди смущаются сканировать QR-код или просто не знают, зачем им это нужно. QR-код без сопроводительных надписей – совсем плохая идея.
В ряде случаев целесообразно, чтобы сотрудники заведения, например, упоминая какую-то акцию или программу лояльности, также предлагали просканировать QR-код. Всего одна простая фраза – и в клиентской базе уже +1 потенциальный постоянный клиент! Но это, конечно, при условии, что используемая технология умеет автоматизированно работать с клиентской базой.
Вариантов, как может выглядеть приглашение просканировать QR-код, может быть масса, всё ограничивается только фантазией ресторатора.
Здесь идей может быть много. Чашки и другую посуду с вашим кодом в широком ассортименте можно найти и заказать не только на Aliexpress, но и даже в Украине. Главное - не злоупотреблять и не навязывать QR-код в посуде основных блюд.
Небольшой или даже малоприметный код на чашке, стакане, бокале или блюдце – скорее вызовет любопытство, тогда как использование для этих целей тарелок способно вызвать раздражение клиента.
4. В твёрдом меню
Обычное бумажное меню также вполне может содержать приглашение подключиться к сервису доставки.
5. В чеке
QR-код в чеке может решать целый ряд задач. Вот что можно реализовать посредством такого размещения:
• сбор отзывов и оценок;
• возможность совершения платежа по данному заказу;
• возможность оставить чаевые данному сотруднику;
• накопление клиентом бонусных баллов;
• возможность доставки блюд на дом (с последующей возможной коммуникацией от заведения к клиенту).
6. Часть интерьера, часть декора
Нельзя не признать, что черный квадрат, состоящий из черных точек – сомнительное украшение, не очень удачно вписывающееся в какие бы то ни было дизайнерские решения. Нет никакой нужды в изобилии и без меры множить эти квадраты в разных местах по всему залу, но, тем не менее, если необходимо как можно больше сканирований, скромничать тоже особо не стоит.
Любой опытный дизайнер при желании сможет сделать QR-код по-настоящему необычным и привлекающим внимание.
Согласитесь, это уже не так скучно, как однотипные черные квадраты. Подобные композиции гораздо проще встраивать в интерьер, не рискуя его испортить.
Самый простой и копеечный вариант использования QR-кодов – наклейки.
Мозаика – тоже не всегда обойдется дорого. Зато любопытство посетителей или даже просто прохожих – гарантировано!
Грамотное продвижение с использованием ссылок – высокоэффективный способ привлечения постоянных клиентов на доставку, в особенности для тех заведений, которые уже проводят маркетинговые мероприятия онлайн. В то время, как обычные публикации могут просто рекламировать услуги доставки и, как максимум, содержать номера телефонов и ссылки на сайт или социальные сети, ссылка на подключение к сервису доставки – это уже побуждение к осуществлению заказа.
Иногда в интернете целесообразно размещать вместе со ссылкой и сам QR-код, который её дублирует. Например, это может быть целесообразно в публикациях в социальных сетях, в этом случае человек может просматривать информацию на компьютере, где переход непосредственно по ссылке не добавит его телефон в клиентскую базу. Наряду со ссылкой, QR-код даёт возможность всем без исключения подключиться к сервису доставки.
Отправка приглашений от клиентов своим знакомым – возможность, которую многие рестораторы упускают из виду. Одно приглашение или рекомендация от близкого человека – многократно ценнее любых маркетинговых изысканий самого ресторатора или службы доставки еды.
В зависимости от используемых технологий, возможность отправить приглашение или рекомендацию может быть не просто опцией клиента; грамотная маркетинговая стратегия может брать эту возможность на вооружение, за счет определенных поощрений стимулируя клиента приглашать новых людей. Приглашения или рекомендации могут отправляться прямо там, где эти люди чаще всего взаимодействуют онлайн – это социальные сети и популярные мессенджеры. В силу вышеобозначенных причин, как в примере из предыдущего пункта, наряду со ссылкой можно и нужно отправлять QR-код. Причем, отправляемое приглашение может иметь уникальный идентификатор, позволяющий автоматически поощрять отправителя приглашений. На всей этой системе можно построить мощный катализатор "сарафанного радио".
Коробка – как это ни странно, но это тоже канал взаимодействия с клиентом, причем именно QR-код (и только он) может сделать этот канал двусторонним.
К сожалению (а, быть может, к счастью) не все понимают, зачем как-то работать с уже существующим клиентом, ведь он и так знаком с ассортиментом и уже сделал, как минимум один заказ.
Многие заведения и сервисы доставки тратят тысячи у.е. на социальные сети, онлайн и офлайн баннеры, но упускают такую бюджетную, но эффективную возможность, как наращивание клиентской базы элементарно через коробку.
QR-код можно наносить посредством печати или ещё проще – посредством наклейки.
Многие службы используют такие брендированные наклейки, чтобы показать клиенту, что коробка не вскрывается. Раз уж такая статья затрат присутствует, её можно использовать с большей пользой.
Один из наиболее высококонверсионных вариантов:
Та или иная маркетинговая кампания, проводимая заведением или службой доставки, должна становиться ступенью в развитии. Если позитивный результат достигнут и зафиксирован – можно переходить на следующую ступень раскрутки, привлекая ещё больше новых клиентов и получая больше заказов от старых. Но если результат не выявлен, а так происходит в большинстве случаев, никто так и не узнает, какую пользу принесло (или не принесло) то или иное мероприятие. Рекламу или какие-то другие действия по привлечению клиентов – проводят многие, но вот результативность, статистику на деле практически мало кто мониторит, мало кто проводит анализ эффективности. Всё это относится и к внедрению QR-кодов, подключения от с различных каналов необходимо считать и собирать в данные сквозной статистики, только так можно грамотно распределять свой рекламный бюджет, избирать продуктивные решения, с тем, чтобы ставить их на поток, и отказываться от неэффективных, чтобы навсегда забыть о них.