БизРейтинг отчет 2021

Информация
БизРейтинг отчет 2021

01.02.2022

 

С итогами 2020 года – можно ознакомиться по ссылке.

В течение 2021 года структура спроса на покупку бизнеса явила серьезные преобразования, часть из которых началась ещё в 2020-м году.

Пандемия COVID-19 несколько сместила приоритеты покупателей и инвесторов. Бизнес из сфер, наиболее пострадавших от последствий коронакризиса, не перестал получать запросы от покупателей, но ценовое предложение по целому ряду направлений снизилось.

Другая причина перемен в предпочтениях покупателей и инвесторов – состоявшееся осенью и зимой 2021 года повышение стоимости электроэнергии и, в особенности, газа для коммерческого покупателя. Колоссальный прирост цены на газ поставил под серьезную угрозу не только потери рентабельности, но и закрытия предприятия из целого ряда сфер. Под удар попадает не только производственный бизнес, но и торговый и даже бизнес в сфере услуг. Стоимость газа – составляет заметную часть от цены множества продуктов на полках магазинов, например, хлеба или молока. Однако, если производственники выкручиваются добавляя наценку к стоимости продукции, то у ритейлеров ситуация куда сложнее. На период карантина наценка на социально значимые продукты разрешена государством не выше 10%. Для магазинов это может означать, что несколько сотен товаров на полках могут быть временно сняты с продажи, со всеми вытекающими отсюда для бизнеса следствиями. В стороне от кризиса не смогли остаться и аграрии, поскольку в цене на удобрения существенную долю составляет цена на газ. Связанные с повышением стоимости энергоносителей неблагоприятные прогнозы влекут за собой снижение спроса на покупку бизнеса из множества различных сфер.

Падение спроса на покупку бизнеса в одних сферах ещё не означает, что подобный спрос снижается в других. Такие направления бизнеса, как онлайн-торговля, вендинг или, например, солнечные электростанции, - пользуются стабильно высоким спросом.

Непосредственно для "БизРейтинга" год оказался результативным, хотя и результаты предыдущего, 2020-го оказались несколько лучше. В 2021-м «БизРейтинг» запустил два новых бесплатных инструмента – «Органайзер продажи бизнеса» и «Проводник франчайзи».

В 2021-м «БизРейтинг» в результате длительных переговоров и подписания документов получил статус официального партнера компании Viber в Украине.

 


Продажа готового бизнеса 2021


При сборе данных к концу 2021 г. было опрошено множество продавцов, которые за последнее время обращались с продажей.
 
В общей сложности за 2021 год отмечено проданными или удалено по этой же причине 10 заявок. В это число не входят продажи, о которых известно, что покупатель пришел не посредством работы БизРейтинга. Здесь важно напомнить читателю, что об успешной сделке продавец склонен сообщать только в небольшой доле случаев. В этой статье указывается, что происходит с информацией о продаже бизнеса после завершения сделки, а также, почему ни один ресурс не может располагать статистикой сделок.
 
Приведенное число – 10 – далеко не полная часть успешных сделок, почти все они проходят в закрытом режиме и по понятным причинам не предаются широкой огласке. Кроме того, не редко бывшему продавцу просто нет дела до того, где была опубликована информация о продаже.
 
При необходимости мы готовы предоставить список проданных объектов с номерами заявок, адресами объектов и контактными данными каждого продавца (если это не будет вступать в противоречие с его интересами).
 
 
Что означает приведенный результат?
 
Общее количество опубликованных за год заявок – 77. Таким образом, формально мы располагаем достоверной информацией о том, что за год более 1/7 продавцов достигло успеха, однако, опять-таки, в действительности это соотношение существенно выше. Среди интернет-проектов своего покупателя находит каждый 4-й!
 
Подобное соотношение эффективности – недостижимо и беспрецедентно для любых прочих ресурсов. Вместе с этим, ежегодно множится количество прецедентов копирования готовых решений, ноу-хау, контента, статей, объектов интеллектуальной собственности БизРейтинга. У нас воруют даже элементы корпоративного стиля и оформления. Мы уже давно потеряли счёт количеству наших подражателей, но на работе ресурса и на качестве его услуг это никак не отражается.  
 
 
Какой бизнес пользовался спросом?
 
Выводы о тенденциях в спросе на покупку бизнеса сформированы на основании следующих критериев:
 
• отмеченные проданными (или удаленные по этой же причине) заявки БизРейтинга;
• зафиксированные БизРейтингом прочие успешные сделки на рынке;
• заявки на покупку бизнеса и обращения потенциальных покупателей;
• статистика поисковых запросов.
 
Ранее прежде неизменный и постоянный хит среди готового бизнеса на продажу - кофейни - перестал быть таковым и привлекать колоссальный покупательский спрос. Вся HoReCa существенно просела в списке приоритетов инвесторов. Отдельные сделки в этом направлении проходят, но или по бросовым ценам, или в силу нетипичных для общей массы обстоятельств.
 
Спрос на продуктовые магазины просел начиная с осени 2021 г.
 
В силу пандемии особое оживление в спросе получил готовый бизнес, связанный с интернет-продажами, а также бизнес в сфере доставки (или диверсифицированный за счет доставки).
 
 • Актуальный материал на эту тему: Как продать бизнес в кризис
 
 В 2022-й год покупатели и инвесторы входят в режиме выжидания, аккумулируя отложенный спрос из-за сформировавшегося геополитического напряжения.
 

 
Франчайзинг 2021
 

Аналогично ситуации на рынке продажи готового бизнеса, аудитория покупателей франшиз несколько сменила вектор своих приоритетов.

Коронакризис, повышение стоимости энергоносителей и некоторые другие проблемы, с которыми столкнулись франчайзеры в 2021 г., - всё это заставило отдельных участников рынка сбавить обороты по расширению, а некоторые ранее успешные франчайзеры и вовсе были вынуждены приостановить свою деятельность или даже покинуть рынок. Но подобные прецеденты не репрезентативны для всего рынка, основная масса франчайзеров не испытала проблем, грозящих обернуться фатальными. Кризис, экономическая турбулентность, сложные рыночные условия – всё это для подлинных франшиз означает возможности. К примеру, сеть магазинов Dnipro-m за 2021 год выросла с 242 магазинов до 400, среди них множество магазинов франчайзинговых.
 
Прошедший год сохранил и тенденции предыдущих лет: упрочнение рыночных позиций и диверсификация услуг лидирующих франчайзеров; вступая в конкуренцию друг с другом, франчайзеры вынуждены предлагать партнерам-франчайзи всё более выгодные условия работы; регулярное появление франшиз-однодневок; всё более меняется долевое распределение на рынке с увеличением процента украинских франшиз и с уменьшением зарубежных; всё большее значение приобретает такое понятие, как репутация франчайзера в интернете и отзывы о франшизе; такие тренды франчайзинга, как использование crm, внедрение программ лояльности, организация работы единого франчайзингового call-центра и пр. – перестают собственно быть трендами и становятся обыденным повсеместным явлением; понятия «франчайзинг» и «франшиза» всё более популяризируются и приходят в массы. Однако с ростом популяризации параллельно можно наблюдать, как в ряде случаев значимость этих понятий девальвируется, в особенности когда франшизой называются бизнес-авантюры откровенно сомнительного характера от ноунейм бренда или вообще без бренда, без имени собственного.
 
Тенденции рынка прямым или косвенным образом оказывают влияние и на рекламируемые на БизРейтинге франшизы. Низкокачественные франшизы в массе своей отсеиваются, так и не будучи опубликованными, хотя бы потому что высокоэффективная реклама не может быть бесплатной, а как оказывается, уйма франчайзеров не в состоянии заплатить смешные деньги за продвижение своих амбициозных проектов.
 
 
В течение года было подготовлено 33 статьи по тематике франчайзинга и продажи готового бизнеса.
 
 
 
редакция портала БизРейтинг и Валерий Жерегеля
 



Сбор сведений по сделкам продажи бизнеса – как это происходит
Отчет 2020 г.
Отчет 2019 г.
Отчет 2018 г.
Отчет 2017 г.
 

 






Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга