02.08.2010
В процессе поиска инвестора или покупателя для среднего бизнеса, владельцы сталкиваются с рядом проблем. В текущей статье специалисты БизРейтинга расскажут о специфике продажи бизнеса, стоимостью от 1 до 5 млн долларов…
Для того, чтобы успешно
продать бизнес, как бы перспективен и хорош он ни был, следует понимать сложившуюся ситуацию на рынке, его структуру. Кроме того, в зависимости от ценового диапазона бизнеса, следует осознавать, какой целевой аудитории будет интересно ваше предложение.
Спрос на готовый бизнес в ценовом диапазоне «1…5 млн у.е.»
По мнению специалистов портала «
BizRating», основанному на многолетнем опыте проведения сделок
купли-продажи действующего бизнеса, количество покупателей, потенциально способных заинтересоваться и приобрести компанию в данном ценовом диапазоне, весьма невелико.
Дело в том, что в последние два года, наибольшая активность покупателей бизнеса, была видна в нижнем ценовом диапазоне. Чем меньше цена бизнеса, тем больше спрос. Частные инвесторы, среди которых много спекулянтов и перекупщиков, сейчас активно присматриваются к бизнесу в диапазоне от 100 до 700 тысяч долларов. Например,
продажа клиники стоматологии или
шиномонтаж. Практически для всех покупателей этой группы, сумма в 1 миллион - является психологическим барьером, который они пока не готовы преодолеть.
Очень часто продавцы бизнеса заблуждаются, рассчитывая на интерес со стороны отраслевых конкурентов аналогичного масштаба. Дело в том, что интерес однозначно будет, но он ограничится только стремлением получить максимум конфиденциальной информации для дальнейшего использования в своих целях. У покупателей данной группы попросту не хватит свободных средств для покупки вашего бизнеса целиком. Отраслевики могут в конечном итоге предложить выкупить лишь его часть – клиентскую базу, специфическое оборудование, ноу-хау, персонал. Именно поэтому мы категорически не рекомендуем давать доступ к закрытой информации и допускать покупателей на предприятие без подписания предварительного договора и внесения задатка.
Где искать покупателя на действующий бизнес?
Несмотря на все вышесказанное, покупатели на средний бизнес, стоимостью от 1 до 5 миллионов долларов, на рынке встречаются. Следует только понимать, на какие группы перспективных инвесторов следует рассчитывать в данном случае.
Группа №1. Компании в смежных отраслях, не являющиеся прямыми конкурентами. Масштаб бизнеса у компаний в данной группе должен быть больше вашего в 5-10 раз.
Основной мотив покупки: увеличение доли рынка, расширение ассортимента, рост прибыли за счет эффекта синергии
Специфика ведения переговоров: Инвестор знает ваш рынок, имеет опыт работы на нем и способен понять все тонкости продаваемого бизнеса. Покупка не состоится, пока инвестор досконально не изучит вашу компанию.
Где искать: Потенциальных покупателей в данной группе нетрудно определить, имея представление о сфере бизнеса, в котором работает ваша компания. Гораздо труднее получить прямой выход на владельцев и лиц принимающих решение о покупке.
Группа №2. Группы компаний из других отраслей, желающие диверсифицировать свой бизнес и обладающие свободными средствами.
Основной мотив покупки: Решение задачи управления свободными денежными средствами путем приобретения непрофильных активов.
Специфика ведения переговоров: Покупатели из данной группы могут не иметь опыта работы и знаний в вашей сфере бизнеса. Поэтому, для принятия решения о целесообразности инвестирования, они используют формальные подходы к процессу проверки бизнеса, принятые в кредитных или инвестиционных кругах.
Где искать: В отличии от группы №1, выделить целевую аудиторию здесь намного сложнее. Большинство покупателей не заявляют о себе публично. В основном они сами изучают все доступные источники информации в поисках подходящих вариантов для инвестирования. Чтобы привлечь таких инвесторов, необходимо проводить широкомасштабную маркетинговую компанию, включающую в себя прямые почтовые рассылки, пр-статьи, размещение информации на тематических интернет-площадках, форумах и др.
Большую роль в успешной продаже бизнеса могут также сыграть профессиональные посредники - бизнес брокеры. С рейтингом компаний, оказывающих услуги продавцам и покупателям бизнеса можно ознакомиться в специальном
рейтинге бизнес брокеров.
Подытоживая статью, хотим отметить, что если ваш бизнес не является успешным и прибыльным, то продать его быстро и за хорошую цену, скорее всего не удастся. Покупатели из обеих групп умеют считать деньги и оценивать риски. Все существующие проблемы вашего бизнеса будут выявлены ими на одной из стадий переговорного процесса. Поэтому иногда мы советуем продавать объект не как бизнес, а как составляющие его активы. Это позволяет сократить время, сберечь нервы и усилия на решение не решаемых задач.
Валерий Чкалов
bizrating.com.ua