05.11.2009
При подготовке и написании ежемесячного обзора
бизнес брокеров, предоставляющих услуги покупки-продажи бизнеса, стало очевидно, что разброс в качестве и количестве оказываемых услуг весьма широк. Поэтому, чтобы не тратить понапрасну свое время и деньги, владельцу бизнеса следует четко определить, куда нужно обратиться за помощью.
Далее будут даны несколько рекомендаций, благодаря которым можно понять, какие типы компаний лучше подходят для продажи готового бизнеса определенного ценового диапазона. Итак, в зависимости от своих возможностей и специализации – можно условно выделить сегодня четыре группы
Группа 1. Доски объявлений.
Группа 2. Консалтинговые и юридические агентства.
Группа 3. Брокерские компании.
Группа 4. Инвестиционные компании.
1. Доски объявлений - самая многочисленная группа. Бывают двух видов: тематические и не тематические. Доски широкого профиля – размещают объявления на различные тематики и имеют более высокую посещаемость за счет этого. Но серьезные покупатели, как правило, не ищут бизнес на таких площадках. На тематических досках размещаются только объявления, связанные с покупкой-продажей бизнеса, поисками партнера или инвестора. Например - сайт NewBiz. Эффективность размещения объявлений на подобных сайтах может быть весьма высокой для предложений в ценовом диапазоне до 150-200 тысяч долларов. Такой бизнес достаточно понятен для покупателей, его возможно оценить «на глаз» и передать другому владельцу без привлечения лишних посредников.
Резюме: доски объявлений – неплохой инструмент для владельца недорогого и понятного бизнеса. Во всех остальных случаях не даст желаемого эффекта. С точки зрения технологии продажи бизнеса, доски объявлений – это часть рекламной компании, направленной на извещение потенциальных покупателей о вашем предложении.
2. Консалтинговые и юридические агентства – данная группа также уверенно предлагает свои услуги покупки и продажи бизнеса. Но при этом следует понимать, что в силу специфики данных компаний, обращаться к ним имеет смысл только в случае, когда вы уже нашли на свой бизнес покупателя и хотите получить юридические услуги по сопровождению сделки. Примером в нашем рейтинге может быть адвокатская компания «Александров и партнеры». Как вариант – вы сможете получить качественную оценку своего бизнеса от консалтинговых агентств.
Резюме: Компании данной группы способны качественно выполнить определенный объем работы, связанный с оценкой и подготовкой вашего бизнеса к продаже. Или же способны обеспечить безопасное юридическое сопровождение сделки купли-продажи и передачи корпоративных прав. Рассчитывать на то, что они найдут вам реального покупателя – не стоит, поскольку для таких действий просто не хватает ни опыта, ни деловых связей, ни наработанных инвесторов.
3.
Брокерские компании – данная группа также не совсем однородна. Мы уже подробно писали ранее, как
отличить профессионального брокера от новичка или «подделки». Нужно просто подчеркнуть, что основная задача брокера – это поиск нужного покупателя для владельца бизнеса. Остальные моменты (подготовка, аудит, юридические услуги) – выполняются каждым из брокеров в разном объеме, в зависимости от его размера.
Резюме: Бизнес брокер идеально подходит для продажи компаний в диапазоне от 500 тысяч до 10 млн. долларов США. Существующие связи и опыт продажи позволяют таким брокерским компаниям вполне успешно действовать даже на сегодняшнем рынке. Нужно только понимать, что никакой, даже самый успешный брокер не продаст покупателю «кота в мешке» или компанию по завышенной цене.
4. Инвестиционные компании – основными видами деятельности таких компаний являются: управления фондами прямых инвестиций и сопровождение сделок слияний и поглощений (M&A). Именно по этой причине – обращение к таким компаниям будет эффективным для объекта бизнеса стоимостью от 10 млн $ и выше. Только следует заранее выяснить величину собственного фонда и основные направления инвестирования. Дело в том, что успешная продажа или привлечение инвестиций будут возможны лишь в том случае, если ваш бизнес входит в сферу интересов конкретной инвестиционной компании.
Резюме: Для владельца бизнеса стоимостью от 10 млн $ есть смысл обращаться в инвестиционные компании. Но в таком случае – будьте готовы затратить много времени и сил.
Если же инвестиционная компания не заинтересована в размещении своих средств по вашему проекту, но берется найти вам другого покупателя – то есть начинает играть роль бизнес брокера - задумайтесь над реальностью выполнения ими своих обещаний. Следует осознавать, что вряд ли компания, которая работает на уровне 100 - миллионных инвестиций, сможет эффективно
продать бизнес за полмиллиона.
Валерий Чкалов
БизРейтинг
https://bizrating.com.ua