Покупатели на бизнес: корпоративный и частный

Информация
Покупатели на бизнес: корпоративный и частный

27.10.2011

 

Портал БизРейтинг продолжает описание основных типов покупателей на готовый бизнес. Ранее мы уже рассмотрели первые два типа покупателей: стратегический и отраслевой. Сегодня же рассмотрим два оставшихся: корпоративный и частный типы.
 
Корпоративный (квалифицированный) тип покупателя бизнеса.
 
Квалифицированным или корпоративным покупателем может быть инвести­ционная группа, располагающая персоналом, обладающим управленческими талантами, а также имеющая в распоряжении внутренние источники финан­сирования. Кроме того, такие группы имеют налаженные отношения с други­ми источниками кредитно-финансовых средств или с высокопрофессиональ­ными, высокооплачиваемыми специалистами в области управления бизне­сом самого высокого ранга из категории руководителей фирм, входящих в список крупнейших компаний Украины и зарубежья.
 
Так же как и стратегические покупатели, инвестиционные группы уделяют основное внимание будущим доходам. Однако в тех случаях, когда для финансирования сделки привлекаются личные средства, торг по ценам ведется менее агрессивно. Корпоративные или квалифицированные покупатели зачастую являются наилучшими, поскольку при определении це­ны бизнеса они чаще всего принимают во внимание будущие доходы. Для того, чтобы привлечь таких покупателей, необходимо документально доказать перспек­тивы будущего роста и будущей рентабельности компании на основе внуша­ющих доверие, обоснованных исходных посылок и предположений.
 
Общие критерии покупки бизнеса:
Объем продаж, оборот компании:
От 250 тысяч до  2,5 млн долларов в год.
ТОП-менеджмент:
Основной состав текущего руководства должен остаться на предприятии
Прочие критерии:
Могут рассмотреть и более мелкие компании, удовлетворяющие требованиям покупателя.
Условия сделки купли-продажи бизнеса:
Способ взаиморасчетов:
Изредка полный наличный расчет, как правило практикуется первоначальный взнос в размере 20-50%. Распространены выплаты из будущих доходов.
Подход к ценообразованию:
От 2 до 7 EBITDA (годовых прибылей до выплаты налогов, % и амортизационных отчислений) в зависимости от риска и возможностей предприятия.
Тип сделки:
Как правило покупка активов, иногда продажа акций.
 
На случай переговоров с инвестиционными компаниями и другими покупателями из данной группы, следует знать, что такой элемент стоимости действующего предприятия, как «гудвилл» компании, рассчитывается как величина дохода до уплаты налогов, умноженная на коэффициент от 1 до 6 (величина коэффициента зависит от представлений покупателя относительно степени риска, сопряженного с владением предприятием), плюс обоснованная рыночная стоимость активов, которые могут быть переданы покупателю.
 
Частный тип покупателя действующего бизнеса
 
Именно частные лица обычно являются покупателями, руководствующимися финансовыми соображениями или со­ображениями, касающимися стиля жизни. Впрочем, в эту категорию могут попасть и квалифицированные покупатели, если им представится соответствующая возможность. Внимание таких поку­пателей сосредоточено на настоящем, а будущие выгоды и блага рассматри­ваются ими как потенциальная возможность.
 
При этом эти покупатели ис­ходят из того, что добиться любых улучшений можно лишь за счет собствен­ных усилий, и поэтому они согласны платить только за текущие доходы. Покупатель, руководствующийся финансовыми соображениями, обычно нуждается в профессиональной подготовке и помощи со стороны руко­водства компании. И то, и другое включается в цену покупки бизнеса. Кроме того, восприятие риска такими покупателями может принести к ограниче­нию объема первоначальных инвестиций в капитал предприятия и к появле­нию повышенных требований относительно объема финансирования сделки со стороны продавца.
 
Общие критерии покупки бизнеса:
Объем продаж, оборот компании:
До 500 тысяч .... 1 млн долларов США
ТОП-менеджмент:
Руководство должно задержаться для обучения нового владельца и его представления клиентам и сотрудникам.
Прочие критерии:
Текущие доходы должны обеспечивать покупателю привычный уровень благосостояния, получать доход на инвестированный капитал и позволять погашать долговые обязательства, принятые им на себя при покупке данного предприятия.
Условия сделки купли-продажи бизнеса:
Способ взаиморасчетов:
Наличный расчет, выплата по частям с внесением до 80% первоначального взноса от суммы сделки.
Подход к ценообразованию:
Объем дискреционных доходов, умноженный на коэффициент от 2 до 4 или обоснованная стоимость активов плюс объем дискреционных доходов за 1 или 2 года.
Тип сделки:
Как правило смена учредителей или покупка активов.
 
 
Зависимость стоимости бизнеса от типа покупателя (пример из жизни)
 
 
Используя в качестве примера одну из компаний из числа наших клиентов, мы использовали методологию, которой, по нашим предположениям, могут воспользоваться покупатели из четырех указанных выше групп при оценке компаний. При этом мы стремились продемонстрировать, как подход поку­пателей может оказать влияние на стоимость, получаемую в результате оценки.
 
Ниже приведены итоговые результаты расчета стоимости компании с помощью различных методов.
 
Категория покупателя
Стоимость компании
Отраслевой покупатель
$ 200 000
Стратегический покупатель
$ 1 000 000
Корпоративный покупатель
$ 750 000
Частный покупатель
$ 450 000
 
Эти результаты получены на базе тех же финансовых отчетов (отчетов о доходах и балансов) с использованием методов оценки, которые используются нашими специалистами при выполнении заказа на предпродажную подготовку и оценку бизнеса.
 
Эти результаты в очередной раз подтверждают верность изрече­ния «только настоящий покупатель платит настоящую цену».
 
Подробнее о психологии покупателей читайте в статье Покупатель вашего бизнеса – кто он? #2 (психология покупателя)

 




БизРейтинг

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга