Всем известно, что спрос рождает предложение. Что же сейчас пользуется спросом у покупателей? Проанализировав заявки на покупку бизнеса, размещенные на специализированных досках и сайтах бизнес брокеров в сентябре 2009 года можно сделать следующие выводы:
По данным маркетингового исследования, проведенного специалистами BizRating в среднем на рынке готового бизнеса Украины ежемесячно появляется около 100 новых предложений на продажу. Все остальные заявки относятся к объектам бизнеса, выставленным на экспозицию ранее.
Из этого количества малых и средних предприятий, далеко не все можно отнести к готовому, действующему бизнесу, генерирующему положительные денежные потоки.
Структурно все эти заявки можно разбить на следующие категории:
Действующий бизнес - с отлаженными хозяйственными связями, персоналом и положительными денежными потоками - 29% от общего числа заявок.
"Полумертвый бизнес" - на сегодня замороженный, остановленный на реконструкцию, без полноценного персонала или стабильно работающий "в убыток" - 35% от общего числа заявок.
"Бизнес идеи" - по сути некие инвестиционные проекты, требующие привлечения стороннего капитала для создания с нуля нового бизнеса - 7%.
"Недострой" - бизнес-проекты, на различной стадии завершения, в которых по какой то причине прекратился поток инвестиций - 11%
"Коммерческая недвижимость" - сюда можно отнести всевозможные помещения и земельные участки, которые потенциально могут давать пассивный доход своему владельцу, но к готовому бизнесу приравнять сложно - 18% от общего количества всех новых заявок.
3. Из всех вышеперечисленных категорий потенциальных покупателей и инвесторов в первую очередь интересовали первая и с большими оговорками вторая группа предложений. Таким образом можно с уверенностью утверждать, что на действующий бизнес сегодня покупатели есть. А вот на инвестиции в новое дело или открытие нового направления сейчас желающих вкладываться - не видно.
4. Тройка лидеров по запросам со стороны покупателей выглядела следующим образом:
Первое место по популярности занимают - предприятия пищевой промышленности.
На втором месте - малый бизнес в сфере торговли и услуг (магазинчики, автомойки, СТО).
На третьем месте по количеству запросов - агрохозяйственный бизнес и животноводство.
5. Среди всех категорий и видов бизнеса наименьшим спросом в сентябре 2009 года пользовались:
предприятия связанные со строительным бизнесом;
автосалоны
рекламный бизнес и полиграфия
Резюмируя все вышесказаное можно сказать, что идеальным товаром на рынке готового бизнеса может быть небольшое пищевое производство со стабильным доходом и налаженным сбытом. Самое смешное при этом, что на одно такое предприятие сейчас приходится не меньше 10-15 заявок, которые в принципе бизнесом не являются или смогут окупиться при текущем уровне доходов не раньше, чем через 10 лет. Как вы сами думаете, насколько реально будет продать бизнес с такими финансовыми показателями?