Сколько прибыли приносят рестораны и прочие заведения общепита в Украине в период кризиса и эпидемии. Приводится таблица рентабельности ресторана в виде графика.
Не так давно мы выяснили, сколько стоит открыть ресторан, теперь же разберемся, какой может быть рентабельность ресторанного бизнеса в Украине.
Иногда обыватель, узнавая о высокой наценке, обвиняет в чрезмерной "накрутке", критикует ценовую политику ресторана(-ов). Но, если разобраться, сфера ресторанного бизнеса не является высокомаржинальной, тем более в в период глобальной пандемии.
Что касается наценки, то только меньшая (а часто и вовсе – малозначительная) её доля станет чистой прибылью, ведь у ресторанов достаточно много статей расходов. Кстати, в Украине рентабельность ресторана редко когда достигает 30 %, впрочем, заведения с рентабельностью 20% вполне можно назвать успешными. Расходы на аренду – как правило, около 10 % от дохода; если аренда близится к 15%, то это можно расценивать как работу на арендодателя. Фудкост это усреднённо 30-40 %. Коммунальные платежи – 5 %. Зарплата сотрудникам – 15 – 20 %. Налоговая нагрузка – около 5 %. Прочие расходы – 2-5 %. Все эти цифры усредненные, они, конечно, сильно варьируют от заведения к заведению и актуальны в тех случаях, когда бизнес мало пострадал от ограничений карантина.
Графическое представление таблицы рентабельности ресторана:
Примечательно, что большой объем инвестиций, вложенных в открытие того или иного ресторана, ещё не гарантирует успеха, тем более, что успех этот опять-таки нельзя рассматривать в отрыве от объема вложенных средств. Достаточно интересным, пусть и условным, критерием для сравнения заведений является сумма инвестиций на квадратный метр. Если выделять столичные рестораны уровней средний и выше, то весьма редко для успешных ресторанов инвестиции становятся меньше, чем 1000 $ / м².
Разработчик программного обеспечения для автоматизации кафе и ресторанов Poster предоставил интересные данные о том, что и в какой степени позволяет рестораторам зарабатывать. В общей сложности была проанализирована статистика учета свыше 6 000 заведений на территории СНГ, из чего становится ясно на какие позиции меню самая большая наценка и какие обходятся ресторатору дешевле всего. Также составлен рейтинг наиболее выгодных для заведений позиций, способствующих приросту прибыли.
Сложившаяся плотная конкуренция на рынке заставляет рестораторов тщательнейшим образом выискивать оптимальное соотношение наценки для каждой позиции в меню. Более того, оптимальное соотношение наценки с течением времени меняется, т.е. ценовая политика должна быть гибкой и реагировать как на тенденции рынка, так и на перемены в локальной конъюнктуре (конкуренция и т.д.). В действительности, новичкам в ресторанном бизнесе достаточно сложно сформировать эффективную ценовую политику, полагаясь только на интуитивный подход, но не на опыт.
В среде ресторанного бизнеса достаточно часто используется понятие фудкост (от англ. food cost — стоимость еды, продуктов) - итоговая стоимость продуктовых и «околопродуктовых» затрат ресторана. Фактически, ценник в меню = фудкост + наценка.
Так, к примеру, к позициям с традиционно наибольшей наценкой относится чай, кофе, хлеб. Отчасти это обусловлено тем, что ресторан не заинтересован в том, чтобы остаться в минусе, в тех случаях, когда заведение посещают чтобы пообщаться, но не заказывать основных блюд. Наименьшая наценка – рыба, суши.
Что касается алкогольной продукции, то среди неё наибольшую наценку получают коктейли и вино, тогда как наименьшую – крепкий алкоголь, который и без того имеет высокую себестоимость. Однако при том, что крепкий алкоголь зарубежного производства имеет действительно высокую стоимость закупки, с украинской продукцией всё совсем иначе, и здесь у ресторатора уже больше возможностей для заработка.
О том, как выживает ресторанный бизнес и другие заведения общепита в кризис и карантин, читайте в большом материале "Ресторанный бизнес Украины".
Уже много лет к ряду в Украине продолжался бум гастрономии, в конкурентном соперничестве заведения даже в условиях эпидемии ухищряются баловать и удивлять своих посетителей разнообразными кулинарными новинками, только бы добиться лояльного расположения. Перспективные открывающиеся рестораны или те, которые меняют свой формат после карантина, делают большую ставку на новизну, пытаясь максимально дистанцироваться от всяческих клише, от того, к чему привык посетитель. Стремление стать незаурядным – уже само по себе является мощным нынешним трендом. Всё чаще предприниматели делают ставку на эксклюзивность собственного формата, чтобы привлечь аудиторию посетителей неординарностью. Многие будущие рестораторы уже изначально формулируют свою задачу, как создание ресторана именно концептуального. Вместе с тем, копирование отдельных чужих успешных решений также никогда не потеряет своей актуальности.
Новые кафе, бары, рестораны открываются в Киеве каждую неделю даже в период эпидемии коронавируса. Однако в финансовом выражении рынок не демонстрирует темпов прироста. Достаточно часто предприниматели переоценивают платежную способность своей потенциальной клиентуры, поэтому примерно в половине случаев новым игрокам рынка в течение года приходится продавать свой бизнес или его активы. Но коммерческая неудача - далеко не единственная причина, почему продаются рестораны. Ежегодно на продажу выставляется большое количество в т.ч. и успешных высокорентабельных ресторанов.
Ежегодно на рынок выходят новые франчайзинговые предложения двух типов: франшизы от новых франчайзеров, а также франшизы новых форматов от старых игроков (так происходит, когда успешный франчайзер запускает новую концептуальную линию заведений)..
Несмотря на трендовую мировую популярность блюд исключительно растительного происхождения, в заведениях ресторанного формата Украины спрос на вегетарианские блюда минимален. Таким образом, практически не будет открытий концептуальных вегетарианских ресторанов.
Всё меньшее количество заведений сегодня способно обходиться без узкопрофильного программного обеспечения, в т.ч. CRM. Это открывает возможности не только для повышения эффективности бизнес-процессов, но также способно сократить время обслуживания клиентов. Подобные инновации на самом деле уже давно перестали быть инновациями. Для удержания клиента всё чаще используются различные программы лояльности, акции и т.д.
В последние годы конкурентная борьба заставляет игроков рынка повышать качество обслуживания. В этом отношении успешные рестораны заметно приблизились к именитым западным заведениям. И если само по себе понятие репутации важно для любого бизнеса, то для ресторанного – в особенности. Тогда, как лет 15 назад один недовольный клиент никак не мог повлиять на успех заведения и никому не было до него дела, сейчас всё обстоит совершенно иначе: даже один негативный отзыв может иметь далекоидущие последствия. А потому благорасположение клиента с годами только приобретает ценность.
Отдельная тенденция, которая уже косвенно затрагивалась в этой статье, - это постепенное увеличение затрат ресторанов на маркетинговое продвижение. В этой тенденции есть и внутренние перемены с уклоном к запросу на профессиональные услуги: всё чаще ресторатор обращается к услугам опытного маркетолога или даже берет его в штат, вместо того, чтобы поручить администратору вести страницу в социальной сети. Однако, как показывает практика, далеко не всегда маркетинговая стратегия оказывается оправданной, в первую очередь из-за непрофессионализма её архитекторов.
Google давно стал показывать меню заведений уже непосредственно в поисковой выдаче согласно геолокационных данных, соответственно, SEO-продвижение некоторых заведений уже работает на основании этой корректировки.
Кроме того, в социальных сетях давно уже можно настроить рекламу таким образом, чтобы она отображалась в течение обозначенного промежутка времени и только в определенной локации.
Активность ресторанной аудитории в социальных медиа дополнительно подстегивает рестораторов к соответствию высокой планке качества кухни.
▪ Сколько стоит открыть ресторан