17.10.2011
БизРейтинг продолжает публикацию статей, направленных на помощь всем тем, кто желает купить или
продать домашний бизнес. Малый домашний бизнес весьма специфичен и поэтому подходы к его оценке и продаже также существенно отличаются от обычной
продажи готового бизнеса.
Рассмотрим специфику домашнего бизнеса, начав его рассмотрение с исторического ракурса. Испокон веков люди работали там же, где и жили. Сотни лет доктора, ремесленники, гробовщики и представители многих других профессии трудились на дому. Даже в наши дни в странах Запада многие похоронные бюро расположены в домах, где живут их владельцы, или же в помещениях, оформленных под жилой дом.
Существует целый ряд услуг и видов продукции, которые вызывают большее доверие у клиентов, если они производятся компанией, относящейся к категории домашнего бизнеса. Многие мелкие предприятия в сельской местности, включая придорожные закусочные или мастерские, занимают часть жилого дома. В нашей стране в связи с недолгим существованием рыночной экономики домашний бизнес не успел проникнуть и закрепиться во во всех сферах, в отличии от скажем Америки.
В США, с его богатой историей можно встретить множество мелких предприятий в сельской местности: мастерские народного творчества, магазины лоскутных и стеганых изделий, ясли и детские сады, парикмахерские и салоны красоты — назовите любой товар или род услуг, и Вы обнаружите, что действительно существует домашнее предприятие, занимающееся производством этого товара или оказанием этой услуги.
Домашний бизнес дает возможность превращения собственного хобби, умения и навыков в средство извлечения доходов. Даже рыночные прилавки и ларьки, в которых фермеры торгуют своей продукцией — это не что иное, как «филиал» домашнего бизнеса, да и само фермерское хозяйство, безусловно, следует рассматривать как исторически сложившийся домашний бизнес.
Однако если мы вернемся к вопросу оценки подобного вида деятельности, то увидим, что большая часть таких предприятий не получает особо заметной прибыли. Получается, что если исходить исключительно из уровня доходов, то при обсуждении вопросов оценки мы можем сразу исключить, как минимум, 50% предприятий домашнего бизнеса. Понятно, что если нет прибыли, то, скорее всего, нечего и оценивать, если не считать остаточной стоимости приспособлений и оборудования или запасов нереализованной продукции.
И все же не стоит торопиться с выводами. Некоторые небольшие компании домашнего бизнеса, хотя и имеют доходы на указанном выше уровне, занимают весьма привлекательные рыночные ниши. Такие компании работают по свободному или сокращенному графику, но имеют обширные связи и другие преимущества, а также обладают потенциалом развития и увеличения прибыльности бизнеса.
Здесь мы должны признать, что наличие потенциала как такового мало чего стоит при проведении оценки. Если нет доходов, то и стоимость очень мала. И все-таки, если взглянуть на фирмы, только недавно появившиеся на рынке «высоких технологий», и на мультипликаторы, на основе которых рассчитывались цены при их продаже ... но это уже совсем другая история.
БизРейтинг