Почему трудно определить цену домашнего бизнеса

Информация
Почему трудно определить цену домашнего бизнеса

18.10.2011

 

Сегодня мы еще раз вернемся к циклу статей о продаже готового бизнеса в Украине  и поговорим о трудностях, которые неизбежно возникают при оценке предприятий так называемого "домашнего" (или просто малого) бизнеса. Компании, действующие на базе домашнего офиса, образуют растущий быстрыми темпами и прибыльный рынок, который трудно сравнить с каки­ми-либо другими видами бизнеса.
 
Несомненно, часть проблем, возникающих при оценке компаний, отно­сящихся к категории домашнего бизнеса, связана с тем, что многие из них только что появились на рынке, невелики по размеру или с тем, что вся их деятельность вращается вокруг личности владельца.
 
Многие из таких пред­приятий по определению считаются компаниями, но что касается их стоимо­сти, то иногда установить ее представляется практически невозможным. Ес­ли отрасль производства занимает очень малую нишу на рынке и деятель­ность компании требует специальных знаний и навыков, которыми облада­ет владелец, то ее стоимость может оказаться невелика, если не считать трудового вклада владельца.
 
Бизнес, построенный на использовании талантов отдельной личности, может иметь малую стоимость сам по себе. Но может быть и по-другому. В качестве примера рассмотрим творчество Элвиса Пресли — потребность в «продукции», связанной с его именем, обусловлена только его голосом, ха­ризмой и внешностью. Тем не менее, несмотря на его кончину, а возможно и в результате ее, «бизнес»» построенный на его имени, расширился и прино­сит больше доходов, чем при жизни певца. Хотя деятельность Элвиса не от­носилась к разряду домашнего бизнеса, его дом в качестве достопримеча­тельности для туристов приносит больше денег, чем получают многие фир­мы, расположенные в громадных зданиях. Таким образом, стоимость домаш­него бизнеса может основываться на результирующем воздействии однаж­ды проделанной работы.
 
Приведем примеры реально существующих предприятий домашнего бизнеса и любопытные подробности их деятельности.
  • Агент по недвижимости, работающий на дому, становится владельцем прибыльной практики. Именно благодаря его обширным знаниям и опыту фирма получает большие доходы. Консультант хочет выйти на пенсию, продав практику. Выясняется, что предо­ставляемые им услуги носят настолько индивидуализированный, личностный характер, что другой человек с таким же запасом зна­ний, но не обладающий такими же личными характеристиками, вряд ли сможет удержать прежних клиентов.
  • Распространяемый по подписке информационный бюллетень выхо­дит уже много лет и приносит неплохую прибыль. Несмотря на то, что бюллетень ориентирован на специалистов конкретной отрасли эко­номики, он не испытывает конкуренции. Всё, что требуется для этой работы — это наличие сотрудника, обладающего литературными способностями (редактированием занимается другой человек, ис­правляющий грамматические ошибки и т.д.), желанием изучить дан­ную отрасль и навыками общения с читательской аудиторией.
  • Супружеская пара организовала бизнес, представляющий собой фирму по доставке заказов по почте, которая обслуживает узкоспе­циальную отрасль. Для того чтобы ускорить доставку заказанных товаров, они всегда имеют их небольшой запас. Они не производят товаров, а действуют как представители производителя. Клиенты получают информацию о предоставляемых услугах через прямую почтовую рассылку, получая далее по запросу специализированный перечень товаров, а также узнают об этой службе на отраслевых торгово-промышленных выставках. Данный бизнес работает на уровне безубыточности, но имеет общенациональную клиентскую базу и накопил обширный список почтовой рассылки. Здесь мы ви­дим массу возможностей по улучшению работы: можно, например, участить рассылку рекламных писем и чаще посещать мероприятия, относящиеся к деятельности отрасли.
  • Некий предприниматель, занимавшийся брокерскими операциями в сфере бизнеса в течение многих лет, разработал компьютерную программу для полиграфической промышленности, позволяющую владельцу типографии самостоятельно произвести оценку своей компании. Программа, а также руководство по ее использованию, распространяется с использованием системы прямой почтовой рас­сылки, а с недавнего времени и с помощью Интернета.

 




БизРейтинг

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга