19.10.2011
В рамках мини цикла статей о нюансах оценки и продажи домашнего бизнеса нельзя было не коснуться такой важной темы, как советы покупателям. Читайте статью БизРейтинга, чтобы знать на что обращать внимание при покупке домашнего бизнеса.
Мы уже неоднократно публиковали материалы с рекомендациями о
покупке бизнеса в целом, поэтому сегодня хотели бы затронуть именно те особенности, которые присущи только малому (домашнему) бизнесу. Речь пойдет о проблематике проверки и подтверждения заявленных продавцом финансовых показателей бизнеса.
Вообще, исходная проблема для таких сделок купли
продажи готового бизнеса — это наличие финансовой отчетности как таковой, или по крайней мере подходящей для использования. Конечно, почти все предприниматели заполняют налоговые отчеты и декларации, однако данные, содержащиеся в этих документах, трудно оценить с точки зрения функционирования бизнеса.
В нашей стране существует большая разница между данными, содержащими в управленческом учете и официальными. А в секторе малого бизнеса это вообще практически единственный возможный вариант для выживания. Поэтому данные, которые вам предоставить продавец будет необходимо скорректировать.
На этом этапе специалисты
БизРейтинга рекомендуют обратиться к
бизнес брокерам как к специалистам именно в сфере оценки и продажи малого бизнеса. Если же вы решили рискнуть и попробовать обойтись своими силами, то не забывайте, что домашний бизнес имеет свои особенности, которыми нельзя пренебречь.
Первой из них и, возможно, главной, является «списание» на бизнес некоторых издержек, относящихся к домашним расходам. Данная статья, указываемая в официальной налоговой декларации, может стать основным источником «возврата» — т.е., соответствующего увеличения суммы прибыли, заниженной с целью уменьшения налогов. Амортизационные начисления также могут относиться к произведенным владельцем вычетам из прибыли, поэтому необходимо тщательно проверить эти данные.
Другим важным фактором, который, возможно, следует учесть при определении финансового положения компании, является практика списания оборудования и принадлежностей. Во многих случаях затраты на такие предметы сразу относятся на статьи расхода вместо начисления амортизации. Покупка новой компьютерной системы может быть связана с большими расходами, но эти расходы могут быть лишь единожды использованы для уменьшения налогооблагаемой прибыли. Впрочем, если вы будете принимать решение о покупке изучаемого предприятия на основании управленческого учета, то всеми вышеупомянутыми особенностями можно пренебречь, сконцентрировавшись в первую очередь на изучении статей существующих расходов.
Обязательной процедурой при проверке домашнего бизнеса является как можно более точное определение величины денежного потока. Ведение домашнего бизнеса в значительной степени сопряжено с расходами личного характера, что хорошо видно по некоторым содержащимся в налоговых декларациях статьям расходов, идущих в зачет для уменьшения прибыли. Поэтому проверьте налоговые отчеты и декларации самым тщательным образом и определите все статьи, которые должны быть «возвращены», а затем прибавьте их к сумме дохода компании. Не забудьте, что для определения налогооблагаемого дохода взносы в пенсионные фонды, часть налогов, взимаемых в соответствии с программами социального страхования, и выплаты по медицинскому страхованию также должны быть вычтены из суммы валового дохода.
Если вы смогли со всем этим благополучно справится, то остается самый важный вопрос - проведение текущей проверки деятельности бизнеса для подтверждения величины денежного потока. Оптимальным вариантом для этого может быть подписание соответствующего договора и внесение задатка продавцу.
БизРейтинг