Подходы к оценке бизнеса

Информация
Подходы к оценке бизнеса

23.01.2014

Продавцы бизнеса все больше осознают необходимость оценки стоимости бизнеса перед продажей. Об этом свидетельствует возрастающее количество заявок поступающих к нам на сайт с соответствующим запросом. И они безусловно правы.

Как мы продаем товар в первый раз? Мы конечно же пытаемся узнать, сколько на рынке стоит его аналог. Если, например мы хотим продать свой автомобиль, то лучшим вариантом будет залезть на крупный интернет сайт, отсортировать представленные там товары по марке, году выпуска, мощности двигателя и комплектации. На основе полученной выборки можно предположить, сколько в среднем стоит просить денег за своего железного коня. При этом, вряд ли стоит завышать цену в два раза только на том основании, что вам лично нужно намного больше, чем готов предложить покупатель.

 
С продаже бизнеса все намного сложнее. Проблема в том, что в отличии от того же автомобиля, каждый бизнес по своему уникален и определить его стоимость "на глазок" только на основании анализа представленных на рынке объектов невозможно. Вы неизбежно будете введены в заблуждение, поскольку зачастую запрашиваемая за то или иное предприятие цена и полученная в итоге сумма - это две большие разницы.
 
У среднестатистического владельца бизнеса есть два пути. Первый путь - эвристический. Иными словами, цена берется по сути "с потолка", объект выставляется на продажу и уже в зависимости от реакции покупателей проводится корректировка стоимости в ту или иную сторону. В конечном итоге это приводит или к существенному увеличению времени на продажу или к потере средств от недооценки.
 
Второй путь - методический. Это значит, что вы обращаетесь к специалистам, которые делают вам платный расчет стоимости бизнеса именно для целей продажи. Таким образом возникают дополнительные расходы на стоимость услуги, но итоговый выигрыш во времени и сумме сделки их многократно перекрывает.
 
В данной статье мы хотим более подробно рассказать о том, какими подходами к оценке бизнеса пользуются специалисты. Упрощенную методику мы использовали при разработке нашего бесплатного онлайн-калькулятора, а сейчас пройдемся по всем подходам более подробно.
 
Переходя ближе к делу, сразу стоит оговориться, что бизнес как объект оценки вещь довольно капризная. К тому же ситуация усугубляется еще и тем, что до сих пор многие предприниматели заказывают оценку своего предприятия не как бизнеса, а как объекта недвижимости, что в корне неверно и в итоге ведет просто к выброшенным на ветер деньгам и потере времени.

Оценка стоимости бизнеса будь то ОАО, ООО, ФОП или ИП (то есть независимо от формы собственности или страны) возможна с помощью всего трех подходов, первый из которых сейчас и будет рассмотрен ниже.

Затратный подход


Используется особенно часто когда возникает потребность сравнить затраты необходимые для приобретения данного предприятия с затратами необходимыми для создания аналогичного бизнеса с нуля.

Объектами оценки могут выступать любые фирмы, владеющие весомыми материальными активами. Но, как правило, чаще всего данный метод оценки приходится применять к относительно новым предприятиям или компаниям, которые не приносят стабильный доход.

Подход предусматривает два основных метода оценки, из которых наиболее часто применимым на практике считается Метод стоимости чистых активов.

Задача оценщика состоит в том, чтобы определить достоверную рыночную стоимость каждого из активов предприятия и стоимость его обязательств, после чего из суммы активов вычитается сумма обязательств.
Результатом вычислений будет являться текущая рыночная стоимость активов предприятия, которая определяется с учетом Goodwill. То есть, при оценке дополнительно учитывается деловая репутация («доброе имя») компании или бренда и прочие нематериальные активы.

Второй метод – Метод ликвидационной стоимости подразумевает проведение аналогичной процедуры оценки с той лишь разницей, что в данном случае оценщик:

·         не берет во внимание стоимость нематериальных активов
·         значительно занижает стоимость материальных активов по сравнению с рыночной ценой аналога

Метод обычно применяется  в случае банкротства. Ликвидационная стоимость бизнеса будет равна сумме, оставшейся после ликвидации активов и выплаты задолженностей предприятия. Поскольку нашей целью является оценка бизнеса для продажи, то более мы этого метода касаться не будем.

Главное преимущество затратного подхода заключается в его простоте и минимальной трудоемкости. Хотя конечно он не очень хорошо подходит для оценки интеллектуальной стоимости. Для того чтобы учесть в стоимости влияние нематериальных активов используется формула эмпирического подхода для конкретного типа бизнеса.

К этой теме мы обязательно вернемся в одной из наших следующих статей, а пока перейдем к следующему подходу.

Доходный подход


Представляет собой сугубо экономическую оценку бизнеса.  Применяется для оценки действующих предприятий. Стоимость бизнеса тут зависит не от стоимости материальных активов, а от его способности генерировать прибыль. Вполне очевидно, что денежное выражение этих двух вещей может разительно отличаться. Именно этот подход превалирует в практике бизнес брокеров.

Поскольку инвесторы склонны работать на перспективу, в данном случае внимание уделяется не только текущим, но и будущим доходам предприятия. При этом в отличие от, скажем, обычных оценщиков, которые привыкли в расчетах брать гипотетические усредненные доходы аналогичного вида бизнеса в целом по рынку, бизнес брокер использует реальные данные компании, полученные из управленческого (не бухгалтерского) учета.

Задача оценщика в данном случае не просто определить размер дохода, но также и период времени, на протяжении которого этот доход можно получить.При оценке бизнеса с помощью доходного подхода используются два метода.

Метод дисконтированных денежных потоков

Широко применяется для оценки малого и среднего бизнеса, когда возникает необходимость прогнозировать изменяющиеся доходы.

Оценщиком устанавливается период, на протяжении которого компания потенциально будет интересна покупателю (прогнозный период). За каждый год на протяжении этого срока вычисляются денежные потоки, генерируемые данным предприятием.

Эти будущие денежные потоки дисконтируются по рассчитанной оценщиком ставке, которая учитывает минимально возможную отдачу от вложений, и приводятся к их нынешней  стоимости с учетом существующих инвестиционных рисков, инфляции и экономических показателей компании.

Этот метод отлично действует при оценке компаний, переживающих периоды стремительного роста и высоких прибылей. Его единственный недостаток - возможная неточность прогноза будущих прибылей. Для нейтрализации данного недостатка используются более высокие ставки дисконтирования, по сравнению с обычными.

Метод капитализации прибыли

Используется если очевидно, что в прогнозном периоде доходы предприятия возрастать не будут и останутся на уровне с текущими. Согласно данному методу рыночная стоимость бизнеса определяется по формуле:
 V=D/R
§       R – коэффициент капитализации,
§       D – чистый годовой доход.

Этот метод дает хорошие результаты, если оцениваемая компания не относится к категории капиталоемких предприятий. В случае если компания показывает динамику роста доходов, необходимо учитывать корректирующие коэффициенты с привязкой к коэффициенту дисконтирования.

Сравнительный подход


Это довольно интересный подход к оценке готового бизнеса, который применим и к мелким, и к крупным действующим компаниям. Его единственным недостатком, пожалуй, является необходимость наличия достоверной информации о состоявшихся сделках купли-продажи аналогичного бизнеса, а также информация о рыночной цене акций компаний-аналогов. Далеко не все бизнес брокеры и тем более оценщики недвижимости владеют собственными базами данных о подобных сделках. В США, кстати, такую статистику ведут с 1950-х годов и каждый сертифицированный оценщик обязан вносить в общую базу свои результаты расчетов и реальных сделок.

В Украине же погрешность оценки может быть вызвана малым количеством проведенных сделок, их сроком давности и нестабильностью экономической ситуации в стране. Несмотря на то, что для сравнения отбираются предприятия максимально похожие на объект оценки по ряду основных показателей (отрасль, производственная мощность, структура капитала и т.д.) вполне очевидно, что найти 100% соответствие не удастся.

Поэтому для коррекции данного подхода может потребоваться дополнительное определение мультипликаторов. Благодаря чему можно вывести зависимость между стоимостью компании-аналога и ее финансовыми показателями (доход, доналоговая и посленалоговая прибыль, структура капитала и т.д.).

Метод рынка капитала

Основной метод оценки бизнеса ОАО и предприятий других форм собственности подразумевающих наличие пакетов акций. Определение стоимости в данном случае происходит на основе данных о цене акций аналогичных компаний (или продажи неконтрольных пакетов акций), если таковые представлены на бирже. 

Метод сделок

Применение данного метода подходит только в том случае, когда на рынке были проведены сделки по продаже контрольного или полного пакета акций аналогичной компании или действующего бизнеса. Причем это, по сути, аналог метода рынка капитала, но для компаний, которые не были выставлены на IPO и не котируются на открытых рынках.

Метод отраслевых коэффициентов

В основном метод используется для определения стоимости небольших компаний, а также там, где наблюдается зависимость цены бизнеса от его прибыльности. Стоимость бизнеса определяется также на основании состоявшихся сделок. Здесь роль основных мультипликаторов играют как раз таки отраслевые различия между проданными ранее компаниями. При этом выводиться зависимость между стоимостью предприятия и его экономическими показателями, о чем уже было сказано выше.

Все перечисленные подходы представляют собой своего рода стандарты оценки бизнеса. Применение каждого из них по идее должно дать приблизительно одинаковый результат. Но это в идеальных экономических условиях.
Как показывает опыт специалистов портала БизРейтинг на деле это далеко не так. По причине несовершенности рынка в зависимости от избранного подхода результаты оценки могут существенно отличаться друг от друга.

В каждом конкретном случае оценщику необходимо выбрать наиболее рациональный подход. Как правило, на практике используются сразу несколько, чтобы определить верхнюю и нижнюю границы стоимости. Кроме того оценщик должен четко понимать какие факторы влияют на стоимость бизнеса, что позволит получить дополнительные аргументы в преддверии неизбежного торга.

 
Научится делать оценку самостоятельно - вполне возможно. Более того, мы подготовили специальный курс продажи бизнеса, в котором примерно треть информации посвящена именно тому, как правильно вести расчеты стоимости вашего предприятия. 
 
Конечно одной оценки для успешной продажи может быть недостаточно, поэтому в нашем курсе вы узнаете где и как искать покупателей, как проводить саму сделку и как защитить себя от обмана недобросовестных покупателей.
 
Интересно? Тогда переходите по ссылке и записывайтесь на наш курс!

 




БизРейтинг

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга