Мы продолжаем раскрывать довольно популярную в последнее время тему стартапов. И если в одной из предыдущих наших статей мы описывали основные правила стартапа, то в сегодняшняя статья будет посвященна причинам которые приводят к неудачам в этом нелегком деле.
Автор любого стартапа уверен в идеальности своего проекта. Если послушать стартапера, то у него все идеально и все обязательно должно получиться. Однако на практике дела обстоят совсем иначе, и почти 75% стартап-проектов терпят фиаско. В чем причина провала стартапов? Почему успешные на первый взгляд проекты в итоге рушатся? Ниже перечислены причины провала крупных и не очень стартапов.
В докладе, недавно опубликованном компанией BlackBox, приводятся примеры фиаско в стартапах, а также описаны причины, по которым стартапы терпят фиаско. Давайте и мы проанализируем этот список. Итак, почему стартап не успешен:
1. Работа "по совместительству". Стартапы, над которыми работают "по совместительству" чаще всего терпят крах еще в самом начале своего существования, а также они привлекают в 24 раза меньше инвестиций, нежели проекты, над которыми основатели работают в полную силу. Стартапы любят увлеченность, и над ними стоит работать "по полной".
2. "Один и больше четырех". Стартап, основатель которого рассчитывает все сделать в одиночку, скорее всего провалит проект. Да и стартап, автор которого не смог никого убедить в его перспективности, вряд ли понравится инвесторам. К тому же одиночка должен распределять свое время на работу с инвесторами и на развитие проекта. Точно так же инвесторы не любят большие группы создателей стартапов, так как очень сложно работать с большим коллективом. Да и в большинстве случаев в командах, состав которых превышает четырех человек, постоянно идет скрытая борьба за лидерство.
3. Среди основателей отсутствует технический специалист. Если в составе основателей нет технического специалиста, то стартап обречен на крах. Получается ситуация, при которой основатели фактически не владеют продуктом, так как не разбираются в коде, а консультанты и специалисты со стороны не владеют продуктом, так как им не принадлежит компания.
4. Основатели стартапа не прислушиваются к потребителям. Многие основатели стартапов пренебрегают обратной связью с потребителем, что довольно часто приводит к плачевным последствиям для проекта. Для успешного ведения проекта необходимо периодически интересоваться отношением потребителя к продукту.
5. Преждевременное масштабирование. Иногда основатели проекта чересчур торопятся с результатами и масштабируют бизнес еще до момента формирования своего рынка. Такие проекты обречены на медленную, но все же смерть. Многие аналитики уверены, что именно с преждевременным масштабированием связаны примеры самые громкие истории провалов.
Конечно, приведенный перечень не является исчерпывающим. Это причины, по которым рушатся действительно толковые проекты. Причин, по которым стартап может быть не реализован, великое множество, и не стоит винить в провале заведомо бесперспективного проекта преждевременное масштабирование.
Если более широко рассматривать причины фиаско в стартапах, то можно выделить следующие:
- незнание потребителя;
- отсутствие на рынке потребности в товаре;
- команда подобрана неправильно;
- недостаточное финансирование проекта (бюджет исчерпан раньше срока);
- отсутствие энтузиазма;
- не используется интернет-сервис и другие информационные технологии;
- выбран неудачный момент для старта;
- другие причины.
Таким образом, для того, чтобы продлить жизнь стартапа и избежать нежелательных проблем, а в будущем превратить его в эфективный готовый бизнес, необходимо тщательно проанализировать не только сам проект, но и внешнюю среду, в которой проект будет реализовываться. Лишь только после досконального анализа стартап можно запускать.