Не секрет, что политика государства по отношению к ведению бизнеса в Украине за последние несколько лет существенно изменилась.
Любая сделка, осуществляемая юридическими лицами, обязательно скреплялась печатью в соответствии со статьей 207 Гражданского кодекса Украины. Это требование подкреплялось и статьей 181-ой Хозяйственного кодекса Украины. По рекомендуемым правилам печать нужно проставлять таким образом, чтобы она затрагивала последнюю часть названия должностного лица, который подписал данный документ. Эти правила следовало соблюдать до недавнего времени предприятиям и организациям всех форм собственности.
Считалось, что руководитель предприятия может посредством своего приказа делегировать обязанности по хранению печати определенному лицу. В том случае, когда для осуществления реальной деятельности не доставало одной печати, то приказом по учреждению могла быть заказана печать номер два или круглый штамп.
В 2011 году была предпринятой попытка дерегулировать бизнес-деятельность посредством выхода приказа № 5 МВД от 11.01.2011. Этот законодательный акт привел в замешательство понятие по поводу точных норм применения печатей. В случае любого судебного разбирательства может быть оспорена любая документация, владелец которой сочтет, что оттиска на ней может попросту не быть. Так когда и кто имеет полномочия и обязанность использовать печати и штампы в Украине?
Закон от 15 апреля «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка ведения бизнеса» касается цифровых печатей и подписей. Генерация личных ключей и получение сертификатов настолько усложнили ведение бизнес-процессов, что возникла необходимость введения других технологий по идентификации личности.
Документы на бумажных носителях по-прежнему скрепляются печатью, но Верховная Рада Украины продолжает изыскивать возможности оптимизации открытия и ведения бизнеса, ссылаясь на то, что оборудование для изготовления штампов может быть попросту подделано. Закон о необязательности использования оттисков печатей частными субъектами должен вступить в силу через полгода. О хозяйствующих субъектах в нем ничего не говорится. Документация для фирм и компаний должна оформляться по прежним правилам.
Естественно, что представители бизнеса волнуются, как избежать рисков. Злоумышленники, которые покушаются на чужое имущество, могут добиться желаемого. Бывший директор, который имел право на подпись, лицо, которое владеет техникой подписи настоящего руководителя и тому подобное – на такие риски обречены сегодня субъекты частного права
Тем, для кого оттиски пока не отменены и тем, для кого они скоро перестанут быть обязательными, лучше всего подстраховываться, так как принятое положение явно поспешное и временное. Когда на документах проставлено одно заверяющее факсимиле - это одна проверенная гарантия, когда их два, риски уменьшаются вдвое.