Цветочный бизнес знаком каждому, кто хоть раз дарил женской части человечества букет цветов. А вот про букеты из фруктов в Украине пока знают немногие...
Чтобы пошутить над природой и превратить ягоды в цветы, достаточно $30 тыс. — столько Александр Чижов потратил на организацию первого в Украине производства букетов из фруктов.
Каждый, кто хоть раз посетил США, открывает свою Америку. Для кого-то ее символом становится "Диснейленд", величественная статуя Свободы или Уолл-Стрит. Но для Александра Чижова самым ярким впечатлением от визита в США стали… фруктовые букеты своими руками. Случайно увидев, как заокеанские кулинары из сладкой снеди составляют композиции, не уступающие по своей форме и краскам флористическим, он захотел создать нечто подобное и в Украине. Когда же по возвращении стал собирать информацию о такой услуге и понял, что на родине о ней и слыхом не слыхивали, решил стать первопроходцем. И не прогадал.
Клубника, кумкват (маленькие апельсины), ананасы, дыня, виноград — все идет в дело для создания фруктовой композиции. Из них с помощью специальных вырубок вырезаются детали различной формы и размера. Затем каждая из них насаживается на шпажку-"стебелек". И уже из таких деталей формируются композиции из фруктов — по тем же канонам, что и цветочные. Это может быть корзинка, горшочек или вазочка с фруктовыми "цветами". Так что сравнение с букетами вполне уместно.
"Я предпочитаю работать только с импортными фруктами. Пусть украинская клубника или узбекская дыня более ароматны, но буквально спустя час после приготовления они теряют товарный вид. Нам же приходится в лимонном соке "консервировать" только яблоко, чтобы оно не темнело. Остальные фрукты идут без дополнительной обработки", — говорит Александр Чижов.
Фрукты предприниматель покупает у импортных поставщиков ежедневно в среднем на 5000 грн. Договориться о закупках небольших партий, как оказалось, не составило большого труда. Куда сложнее было найти подходящее оборудование. "Если разрезаешь фрукт обычным кухонным ножом, он через некоторое время начинает ссыхаться, течь. А если используешь для этого нож, изготовленный из "правильной" стали, то при соблюдении температурного режима хранения ломтики фруктов не теряют товарный вид до трех суток, — поясняет тонкости технологии создания "букетов" Александр Чижов. — Об этом секрете "чудо-железа" я узнал в Соединенных Штатах".
Но когда украинский предприниматель обратился к американскому производителю фруктовых композиций, тот… запросил $300 тыс. "За эти баснословные деньги американцы предлагали мне приобрести мастер-франшизу, чтобы я единолично представлял их бренд на территории Украины. Плюс обещали предоставить все: от оборудования и оформления торгово-производственной точки до компьютерных программ по расчету букетов и обучению персонала", — вспоминает предприниматель.
$300 тыс. у нашего героя не было. Поэтому франшизы и франчайзинг оказались не для него. Зато было сильное желание создать свой бизнес с нуля. И он решил запустить в Украине проект самостоятельно. В итоге потратив на старт сумму, в десять раз меньше той, которую нужно было отдать за франшизу.
Подготовка к запуску проекта заняла у предпринимателя всего около полугода. Однако из этих шести месяцев только на одни поиски украинских инженеров, которые взялись бы за разработку и изготовление оборудования для создания фруктовых букетов, ушло два месяца. "Помимо ручной работы, в производстве "букета" используются прессы с ножами разных модификаций, на которых вырезаются ананасы, дыни и различные фрукты, — поясняет Александр Чижов. — Если это делать вручную, детали получаются неровными и, что самое главное, неодинаковыми. А оборудование позволяет добиться однородности и сделать производство серийным".
На производство специальных приспособлений и обустройство помещения предпринимателю пришлось выложить около $20 тыс. Когда техническая сторона проекта была успешно решена, Александр нанял флористов, неплохо зарекомендовавших себя на цветочном поприще, и приступил к созданию букетов.
Но, по правде говоря, работа компании в тот период выглядела довольно забавно. Александр Чижов, ни разу не составивший ни одного "букета", объяснял "цветочникам", как нужно формировать фруктовую композицию, а они в свою очередь ни разу не держали в руках то, из чего ее необходимо создавать. Неизвестно, как сложился бы бизнес у предпринимателя, если бы судьба не свела его с профессиональным мексиканским флористом Джованни.
У того был опыт создания фруктовых композиций: в свое время Джованни работал флористом в нью-йоркской компании аналогичного профиля. После окончания срока действия контракта в США он переехал на ПМЖ в Украину. В конце прошлого года его жена оказалась среди сотен других жителей столицы, которым на улице раздавали рекламные флаера компании Fruit Life Александра Чижова. Естественно, она показала эту листовку своему мужу.
"Мы с Джованни сразу же нашли общий язык. Он подходил нам идеально, ведь в Украине не было ни одного фруктового флориста, а тем более с опытом работы, — вспоминает о подвернувшейся удаче Александр Чижов. — Теперь Джованни ключевой носитель технологии, именно он занимается обучением и следит за работой еще двух нанятых флористов".
Впрочем, несмотря на уникальный опыт, Джованни пришлось во многом прислушиваться к советам Александра Чижова. К примеру, отказаться от принципов создания "букетов" по американским меркам. Дело в том, что для американцев фруктовые композиции настолько обыденны, что изготавливают их, не сильно заботясь о качестве, да еще и стараются сэкономить. "Я объяснил Джованни, что за такие деньги украинец готов покупать только безупречный продукт. В противном случае мы просто потеряем клиентов. Джованни без лишних вопросов учел особенности украинских реалий", — смеется Александр Чижов.
Компания Fruit Life презентовала рынку свои услуги ноябре 2010-го. В ее прайсе — 35 композиций стоимостью от 300 до 4500 грн. и весом до 20-25 кг. "Сборка" одного "букета" у флористов занимает от 30 минут до полутора часов. "В основном покупают "букеты" за 300-500 грн. (до 75% заказов). 20% заказов приходится на более дорогие композиции стоимостью 600-800 грн., — говорит предприниматель. — Хотя нам пришлось выполнить один огромный корпоративный заказ: мы сделали 25 букетов весом по 10-12 кг каждый".
Обычно заказ стараются изготовить не более чем за три часа до передачи его клиенту. До прихода покупателя "букет" хранится в холодильной камере. Но в праздничные дни приходится работать, что называется, с колес. Так, к примеру, накануне Дня влюбленных и 8 Марта приходилось "сооружать" по 100-120 букетов ежедневно. В среднем же в месяц компания обслуживает не менее трехсот заказчиков.
"До конца года хотелось бы выйти на норму производства — 20 "букетов" в день (на данный момент ежедневно мастера компании создают около десяти композиций). Но в идеале, чтобы быть полностью довольным проделанной работой, нужно ежедневно оформлять не менее 50 композиций", — говорит Александр Чижов.
Впрочем, с учетом заложенной в проект 30%-й рентабельности, прогнозы предпринимателя об окупаемости уже к первому дню рождения проекта, причем даже при нынешних объемах загрузки, выглядят вполне реалистичными.
Александр Чижов немного сожалеет о том, что вышел на этот рынок первым. "Мне кажется, что выходить на "подогретый" рынок гораздо легче, чем самому его формировать, — говорит предприниматель. — Пока что одной надписи Fruit Life и фотографии фруктового букета человеку мало. Ему еще надо все объяснять. Вот если бы мы зашли на формирующийся рынок, у нас бы с первого дня пошли заказы. Я думаю, тогда привлечение инвестиций в этот бизнес можно было бы окупить за полгода".
Достаточно трезво Александр Чижов оценивает и эффективность проведенной рекламной кампании: работу проделали, но до целевой аудитории еще не достучались. Для начала было отпечатано 70 тыс. листовок. Промоутеры раздавали их на улицах, возле ТРЦ и бизнес-центров, на автостоянках. Параллельно с этим разместили рекламные постеры в двух сотнях лифтов в домах на Оболони (спальном районе столицы). Также были попытки сотрудничать с глянцевыми изданиями.
"Мы пока еще не "зацепили" свою аудиторию, а соответственно, и не почувствовали отдачи. Если делать этот бизнес правильно, то надо было начинать с рекламы другого уровня, — рассуждает г-н Чижов. — Я считаю, что мы должны присутствовать везде. Нам нужны теле- и радиоэфиры. Но объективно мы не можем на это выделить средств (на мероприятия по продвижению продукции было потрачено около $8-10 тыс. ). Но, надеюсь, в следующем году сможем разместить борды во всех районах столицы…"
Предприниматель не унывает, подходя к своему бизнесу с завидной долей азарта. Даже в нынешних условиях он ищет оригинальные способы заявить о себе. Так, к примеру, сборку фруктовых букетов его мастера стали производить буквально "за стеклом" — в помещении с витринным окном. Прохожие с удовольствием наблюдают за процессом. И даже нередко аплодируют флористам, восхищаясь их виртуозной работой. Также можно организовать обучающий онлайн семинар и зарабатывать реальные деньги в интернете. Александр Чижов настроен оптимистично и всерьез подумывает над открытием представительств компании в городах-миллионниках, а также над продажей франшиз. Но прежде намерен стандартизировать бизнес-процессы в Киеве.