— А вы сами сколько времени выдерживаете в этом рукотворном мире? — интересуется «Бизнес-журнал».
— Если честно, когда отсматриваю новые материалы, могу выдержать от силы три-четыре пятнадцатиминутных фильма. Потом делаю перерыв.
— Так уж и «выдержать»? Ну какие такие запредельные перегрузки может испытать во время просмотра здоровый мужчина?
— Так это же не мелодрама! — отвечает Ростов. — Каждый райд — как мы обычно называем наши короткие фильмы — напичкан эффектами: движущаяся платформа, динамические кресла, брызги. А такого накала долго не выдержишь…
Идея продвигать 4D-кино в массы возникла у Ростова вовсе не из любви к экстриму. И не от недостатка адреналина. «Как-то само все сложилось», — виновато разводит руками Евгений, словно извиняясь за отсутствие интриги и спецэффектов в своем рассказе. Группа компаний, в которую входит 4D Cinema, специализируется на системной интеграции для телевидения. Другое направление бизнеса — тренажеры виртуальной реальности. Вот это-то подразделение и стало дверью в «четвертое измерение».
— Сначала мы просто хотели попробовать и обкатать собственные наработки, — вспоминает Ростов. — Первый зал открыли в развлекательном центре «Самолет». Все вроде бы получилось, и мы постепенно начали входить во вкус. Сегодня у нас девять собственных залов, плюс еще двадцать тех, где стоит наше оборудование.
Самое время дать небольшую справку. 4D-кино — жанр, находящийся на стыке «трехмерного» кинематографа и аттракциона. Путешествий во времени, разумеется, никто предложить пока не может. «Четвертым измерением» в данном случае принято именовать динамическую платформу, на которой установлены кресла зрителей, способную совершать синхронизированные с изображением движения. Так формируется эффект погружения, присутствия. Фильмы-райды, как правило, снимают «от первого лица», так что зритель не столько следит за происходящим, сколько участвует в сюжете.
Несмотря на молодость жанра, помимо «четырехмерного», уже появились «пятимерное» и даже «шестимерное» кино. Однако все это, конечно же, маркетинг и условности, уверены участники рынка. «Фактически, говоря о 4-, 5- или 6D, мы говорим почти об одном и том же, — объясняет заместитель генерального директора «Синема Парк» Кирилл Иванов, — а именно о 3D-показе в движущихся креслах с дополнительными элементами в виде потоков воздуха, брызг, запахов… Различия только в том, как считать эти эффекты. Кто-то уверен, что в основе подобных проектов лежит 3D-проекция, а все остальное создает еще одно «измерение». Другие же предпочитают учитывать каждый новый эффект, получая в итоге 7D, 8D…»
Впрочем, вся эта путаница в терминологии совершенно не мешает Евгению Ростову развивать свой бизнес. К лету будущего года 4D Cinema планирует довести число собственных залов до 20 и существенно расширить присутствие в регионах за счет франчайзи. «Мы рассматриваем оба направления как приоритетные, — говорит предприниматель. — В регионах контролировать свои залы сложнее, поэтому используем франчайзинг, а в столице и ближнем Подмосковье продолжим развивать собственную сеть залов».
— Повлиял ли как-то кризис на ваш бизнес?
— Если честно, то отрицательного влияния мы почти не заметили, — отвечает Ростов. — Разве что немного отодвинули по срокам открытие собственных залов. Ведь мы планировали удвоить их количество уже до конца 2009 года. Кроме того, пришлось задействовать лизинговую схему для покупки оборудования, хотя раньше мы его закупали на собственные средства.
Основатель 4D Cinema уверен, что, несмотря на общий спад экономики, люди не стали меньше развлекаться. Показательно: выручка зала в том же «Самолете» довольно незначительно отличается от докризисной. «Это не кино в обычном понимании, а целый аттракцион со стереозвуком и креслами, установленными на мощной гидравлической платформе, способной перемещаться по 6 координатам, в том числе с ускорением свободного падения. Есть и дополнительные эффекты — вибрация, встречный и попутный ветер, дождь, туман... Все это очень нравится посетителям», — подтверждает гендиректор «КАРО Фильм» Игорь Ильчук.
— Окупаемость залов зависит прежде всего от правильного управления, — сразу же предупреждает Ростов. — Есть предприниматели, которые правильно подходят к вопросам маркетинга и «отбивают» вложения очень быстро. Но есть, увы, и другие примеры — задержки платежей со стороны франчайзи, низкая выручка.
Что же, сегодня честные франчайзеры открыто говорят: франчайзинг — вовсе не гарантия «автоматического» получения высоких доходов. Зато зал для организации «четырехмерного» кинотеатра можно открыть буквально где угодно. Можно даже уместиться в 20 квадратных метров. Не обнаруживается никаких проблем и с поиском плацдармов: торгово-развлекательные центры, парки отдыха и даже… фойе обычных кинотеатров, где перед длинным двухчасовым сеансом люди могут пощекотать себе нервы до начала картины.
Отдельная составляющая бизнеса вокруг 4D-кинотеатров — собственно репертуар. В перспективе 4D Cinema планирует начать размещать свои кресла и в обычных кинотеатрах, добавляя «четырехмерности» блокбастерам (как уже делается на Западе). Но пока приходится довольствоваться специально снятыми фильмами-роликами средней продолжительностью 10–15 минут.
Сегодня в каталоге компании около 60 фильмов. «Закупочные цены разные, — признается Ростов, — некоторые обходятся нам всего в тысячу долларов, причем бессрочно. Другие стоят дороже раз в пять, да и то лишь на год». Есть и такие фильмы, приобрести которые менеджмент 4D Cinema не в состоянии вследствие их чрезмерной дороговизны. Точнее, нерентабельности. «Есть ценовой предел, после преодоления которого прокат просто не «отобьется», говорят в компании.
Снимает компания и собственные фильмы, причем и развлекательные, и образовательные. Попытка выглядеть «социально ответственной» компанией? Почему же, не только!
— На мой взгляд, научно-популярное направление для этой компании не случайно, — говорит Кирилл Иванов («Синема Парк»). — Именно познавательно-обучающий контент, вместе с улучшением чисто развлекательной составляющей, станет одним из драйверов роста рынка «многомерного» кино.
Да и сам Евгений Ростов надеется, что показ фильмов школьникам действительно может стать со временем весьма перспективным направлением. «К примеру, в выходные залы заполнены, а вот в будни можно было бы устраивать «утренники» по льготным ценам», — объясняет он свою задумку. Ростов уверен: несмотря на специфичность формата, перспективы N-мерного кинематографа достаточно обширны. Разумеется, о конкуренции с традиционным кино и даже с новомодным ныне стереоскопическим говорить пока рано. Но именно пока. «Поскольку технологии не стоят на месте и движутся вперед, возможно, в перспективе 4D- и 5D-кино придет и в кинотеатры. И даже потеснит 3D», — предсказывает Игорь Ильчук («КАРО Фильм»). Хороший повод задуматься о том, как застолбить перспективную нишу заранее. Ведь завтра распахнутый ныне «портал» в четвертое измерение может закрыться, пропуская только крупные формы бизнеса.