Понятие стартапа сегодня окутано мглой недопонимания. Некоторые ассоциируют стартапы исключительно с интернетом, считая этот проект чем-то вроде нового сайта, кто-то считает стартап обычной бизнес-идеей, не имеющей под собой никакого основания хотя бы в виде элементарных расчетов и оценок перспектив.
В своем первоначальном смысле стартап подразумевает под собой молодую компанию, основанную на инновационной идее, имеющую ограниченные ресурсы и только-только начавшую свою бизнес-деятельность. Основным отличием стартапа от любого молодого бизнеса является именно его инновационность, то есть принципиально новое направление: в интернет-сфере, в сфере услуг, производства, нанотехнологий – неважно.
В последнее время продажа стартапов для многих превратилась в прибыльный бизнес. Существует два направления такой деятельности: можно самостоятельно разработать и продать стартап, а можно покупать недоработанные, но интересные стартапы, доводить их до ума и продавать с немалой наценкой.
Вариант с самостоятельной разработкой стартапов является более перспективным, но и более сложным. В динамично развивающемся мире становится все сложнее находить свежие идеи для бизнеса и для стартапов. А вот с покупкой и последующей перепродажей стартапов все гораздо проще.
Сегодня в сети можно запросто найти несколько тысяч стартапов, среди которых обязательно встретится десяток-другой по-настоящему стоящих. Поиск упрощает и то, что в интернете существуют различные биржи стартапов, которые значительно упрощают поиск. Однако не стоит думать, что обилие стартапов является серьезным препятствием на пути к созданию бизнеса по продаже стартапов. Наоборот, массовость и огромное количество стартаперов являются отличным подспорьем в рассматриваемом бизнесе.
Все дело в том, что многие инвесторы относятся к стартапам с подозрением и не согласны наобум купить идею для бизнеса рискуя потерять свои деньги. Довольно часто приходится слышать заявления инвесторов о том, что презентации и биржи стартапов превратились в «банальные гламурные тусовки, на которых собираются гламурные же лентяи и дармоеды» (из интервью Дмитрия Потапенко, известного предпринимателя, основателя стартап-шоу «Премьера»).
Мы не будем здесь рассматривать в данной статье критерии отбора стартапов, но чуть позже дадим несколько советов по превращению серого и безликого стартапа в привлекательную «конфетку».
Многие начинающие предприниматели, рассматривающие бизнес по продаже стартапов, не верят в то, что можно легко купить хороший стартап и что можно так же легко его продать подороже. Они спрашивают, зачем продавать бизнес-идею, если можно найти инвестора и иметь свой собственный бизнес? Зачем кто-то будет продавать тебе свой стартап? И зачем ты будешь продавать кому-то дельный и заведомо прибыльный проект?
Все дело во времени и в желании заниматься бизнесом. Для многих создание стартапов является чем-то вроде хобби, и таким людям ведение самого бизнеса по сути не интересно. Для них важно генерирование новых идей, а не воплощение их в жизнь. Именно у таких людей можно покупать проекты, которые впоследствии дорабатывать, внося мелкие изменения, и продавать. Продавать тем, для кого привлечение инвестиций, создание и проведение презентаций является образом жизни, тем, кто мечтает называться «менеджером проекта» и управлять собственным бизнесом.
Продажа стартапов является бизнесом, приносящим стабильный и гарантированный доход, а развитие проекта – это лишь перспектива. И тут уж кто как решает для себя.
Итак, мы обещали дать советы по превращению стартапов в привлекательные проекты. Приступим.
1. Основой привлекательности любого проекта, позволяющей как продать стартап, так и привлечь в него инвестиции, является грамотная подача. Сделайте презентацию своего проекта. В презентации не используйте замысловатых шрифтов, огромных таблиц и мелких надписей и рисунков – на большом экране всего этого не видно, а впечатление от презентации портится. Главное правило при составлении презентации: просто, наглядно и со вкусом.
2. Обращать внимание на соседние рынки – иногда там можно подметить что-то крайне интересное, что мы упустили из вида.
3. Не старайтесь просчитать все возможные направления. Выбирайте одно и презентуйте перед инвестором – все равно ни один бизнес-план не выдержит первой встречи с реальным рынком и потребует изменений.
4. Учитесь быть потребителем, оценивать свой собственный товар с точки зрения конечного пользователя.
5. Учитесь применять принцип Паретто – выкидывайте из проекта все, кроме самого главного. Помните: лишь 20% усилий дают 80% итогового результата.
Приведенная нами пятерка правил – лишь основа деятельности стартапера, но они являются именно тем самым фундаментом, без которого не обойтись. При умелом обращении с проектами, а также использовании приведенных советов продажа стартапов может превратиться в прибыльный и успешный бизнес.