17.02.2010
Пока одни стонут по поводу кризиса, другие оперативно занимают перспективный рынок цифрового контента и электронной торговли. А учитывая, что с 16 марта будет запущен русскоязычный E-bay, бизнес в интернет продолжит свой стремительный рост на Украине...
В ходе одной из конференций, состоявшейся несколько лет назад, зашел разговор о том, не проморгали ли пионеры нашего компьютерного бизнеса Интернет. То есть, разумеется, не как технологическую среду, а — как уникальную площадку для запуска новых проектов, способных принести в случае удачи огромные деньги при весьма скромных стартовых вложениях. Спорили долго, но как−то вяло. А по залу разливалась тоска. И похоже, это была все−таки тоска по упущенным возможностям.
Не грустили только те, кто вовремя разглядел во Всемирной сети огромный рынок, буквально напичканный выигрышными шансами. Не грустили потому, что, разглядев эти самые шансы, стали растить стартапы с прицелом на будущее. Поначалу многие крутили пальцем у виска. Дескать, странные люди. Все вокруг спокойно торгуют компьютерами и азартно «пилят» бюджеты заказчиков. А эти оригиналы выдумывают какие−то студии веб−дизайна, программируют поисковые системы и запускают порталы в Интернете. Но «оригиналы» назло всем существенно продвинулись вперед.
И именно они с полным правом считаются ныне настоящими визионерами. Потому−то столько тоски в глазах тех, кто за два десятилетия не научился ничему другому, кроме как завозить в страну импортное оборудование и обсуждать с клиентами сумму «благодарности» за его приобретение. Хитрецы вовремя вскочили на подножку курьерского поезда? Да, вовремя. Но это вовсе не означает, что всем, оставшимся на перроне, придется лишь торговать пирожками. Состав оказался длинным. Возможно, даже бесконечным. И как раз сейчас, в эту минуту, к платформе приближается очередной вагон, запрыгнув в который, можно укатить в счастливое будущее.
Интернет снова перекраивается. Точнее — перекраивает привычный уклад всей нашей жизни. Повсеместное (пусть даже с оговорками) распространение технологий широкополосного доступа к Сети, а также скоростных беспроводных решений формирует новые правила игры на рынке контента. Содержание, за которым, собственно, и приходят в Веб сотни миллионов людей, становится одним из самых привлекательных товаров. Те, кто научится создавать, аккумулировать и в удобной форме поставлять его пользователям, через несколько лет будут триумфально улыбаться из президиумов конференций унылым слушателям. Не разглядевшим. Не понявшим. Упустившим свой шанс.
Когда−то музыка слетела с нотных листов на восковые валики. Затем прописалась на граммофонных пластинках. Потом оседлала винил, магнитную пленку и, наконец, компакт−диски. А теперь вот — простилась с материальными носителями, приняла цифровую форму и умчалась в Интернет. То же самое происходит с кино, картинками и текстами. Но главное, доступ к цифровому контенту возможен теперь практически в любом месте и в любое время.
Истинных масштабов этой революции не представляют себе даже те, кто уже застолбил участки виртуального Клондайка. Ясно лишь, что по своим масштабам рынок этот, возможно, превзойдет все другие. А значит, у
инвесторов и инноваторов есть все основания прекратить исполнение печальных песен о кризисе и всерьез приняться за изучение открывающихся возможностей. И не страшно, что в вагоне уже сидят гиганты вроде Apple и Nokia. Напротив, самое время внимательно следить за их телодвижениями. Ведь давно известно, что у сытной кормушки рядом с крупными особями легко могут прокормить себя и те, кто поменьше.
Денис Волков
"Бизнес журнал онлайн"