«Тетрис», «Шарики» и другие казуальные (они же «офисные») компьютерные развлечения остались в прошлом. Хотя бы потому, что у обитателей офисов ныне масса других дел. Нужно успеть вспахать и полить огород, накормить рыбок, да еще и обслужить клиентов. Именно такими делами заняты сегодня десятки миллионов пользователей социальных сетей, днями напролет разъезжающие на тракторах по виртуальным пространствам игры Farmville и ее многочисленных клонов. Но главное — игры и приложения для социальных сетей из малозначительного феномена превратились в крупный сегмент игрового рынка.
По оценкам экспертов, мировой рынок таких приложений (по преимуществу это все-таки игры) оценивается в миллиард долларов и наряду с рекламой является одним из основных источников доходов популярных социальных сетей. Механика бизнеса списана с онлайновых и казуальных игр: можно сколько душе угодно бесплатно возделывать свой огород, но если заработанных на ниве фермерства виртуальных денег перестанет хватать или захочется прикупить что-нибудь эдакое (навороченный трактор или косилку), придется расстаться уже с настоящими деньгами.
Российский рынок подобных программ ввиду своего юного возраста демонстрирует куда более скромные объемы. Всего-то несколько десятков миллионов долларов. Зато старт получился бурным, а гонка обещает стать долгой и захватывающей. Только в социальной сети «ВКонтакте» сегодня доступно более полутора тысяч приложений, самые популярные из которых установлены более семи миллионов раз. Перспективную ниву окучивает около сотни компаний: от состоящих из нескольких человек стартапов до крупных фирм. Прелесть в том, что шанс заработать в этом зарождающемся сегменте есть пока у каждого.
«Почему я решила создать компанию, разрабатывающую игры именно для социальных сетей? — размышляет Алиса Чумаченко. — Я очень люблю социальные игры. И мне всегда нравились игры казуальные — с простой, понятной механикой, у которых нет никаких ограничений в аудитории. Это игры для всех. Ну а поскольку у меня есть опыт в разработке и маркетинге онлайновых игр, я не могла не оценить всего потенциала нового, «выстрелившего» рынка игр для социальных сетей».
Game Insight — стартап, созданный Алисой после ухода из холдинга Astrum Online. Компания планирует не столько разрабатывать игры самостоятельно, сколько инвестировать в команды, создающие приложения для социальных сетей. При этом Чумаченко искренне уверена, что возникшая буквально на наших глазах отрасль — вовсе не очередной мыльный пузырь. Люди не перестанут играть. А значит, не прекратят и платить за развлечения. К тому же, по мнению предпринимательницы, этот сегмент все еще недооценен.
Насколько именно? Бывший руководитель сервиса знакомств «Мамба» и сети «Одноклассники.Ру», а ныне владелец компании Drimmi Никита Шерман уверен, что «запас хода» огромен. По его оценкам, российский рынок приложений для социальных сетей только в ближайшие 2–3 года вырастет на порядок. Собственный проект Шерман запустил осенью прошлого года, а первую продукцию обещает выдать на-гора уже в феврале.
До конца года Drimmi планирует разработать 15 игр, над созданием которых в офисе компании трудится 20 человек. Если дело пойдет, Шерман откроет пару региональных представительств и увеличит штат фирмы до сотни человек. Все слишком просто? Как минимум зарабатывать в социальных сервисах Шерман умеет. Не зря же за глаза его именуют «главным монетизатором Рунета». К тому же, отмечает аналитик ИК «ФИНАМ» Татьяна Менькова, практически все проекты на этом рынке априори ориентированы на монетизацию и уже приносят владельцам социальных сетей половину дохода. Столь эффективные «машины» по производству наличности не могут не привлечь инвесторов. А значит, не зря DST вложилась в Zynga, ставшую вполне окупаемым проектом: по неофициальным данным, в 2009 году компания заработала около $250 млн. Да и Никита Шерман недавно привлек несколько миллионов долларов от Mangrove Capital Partners и ABRT. Точная сумма инвестиций не раскрывается, однако, по словам основателя Drimmi, контрольный пакет по-прежнему принадлежит ему.
Пока в офлайне бушует кризис, в онлайне делаются большие дела.
Сколько стоит создание одной игры, ориентированной на завсегдатаев социальных сетей? В зависимости от сложности — от трех до двухсот тысяч долларов, утверждает Евгений Глариантов, гендиректор компании TVX Media, недавно создавшей дочернюю структуру TVX Games как раз с прицелом на новый растущий сегмент. «2009 год показал взрывной рост популярности приложений как раз с социальной составляющей, — продолжает Глариантов.— А у нас уже был накоплен опыт разработки игр под различные платформы. Получилось так, что формат приложений внутри социальной сети «ВКонтакте» был освоен нашей командой ранее. Нам удалось удачно вписаться в этот рынок на начальной стадии. Первая мини-игра появилась в этой социальной сети еще в мае, а в августе мы запустили первую многопользовательскую РПГ «Хроники Астерии».
Каков результат? «Интерес пользователей и доходность проекта показали, что сегодня наиболее выгодно сконцентрироваться именно на данном направлении», — отвечает Евгений Глариантов.
Согласна с такими оценками и Алиса Чумаченко. Разве что порог входа на этот рынок она устанавливает на еще более низкой отметке: «Два друга, программист и художник, с помощью своего приятеля, серверного программиста, вполне способны сделать хорошую игру при нулевых затратах. Если же говорить о небольшой студии, то, по моим оценкам, минимальные расходы на такой бизнес с нуля, а именно, разработку одной игры составляют 30 тысяч долларов».
По меркам «взрослых» сегментов индустрии развлечений все это просто смехотворные вложения. Однако Никита Шерман предупреждает, что это не надолго. С появлением новых, в том числе весьма профессиональных и опытных, игроков в сегменте игр для социальных сетей планка неизбежно поднимется. А с нею вырастет и стоимость разработки. «В итоге рынок будет очищаться, аудитория перестанет «хавать» что попало, — говорит Шерман. — Сформируется пул лидеров рынка — и шум уляжется».
О затратах разработчики рассуждают не таясь. А вот узнать о том, сколько они зарабатывают (ну или планируют заработать), куда сложнее.
Основной источник доходов создателей приложений для соцсетей — продажа всякого рода артефактов, которые могут пригодиться игрокам. «Согласно накопленной нами статистике можно утверждать, что около 10 процентов игроков готовы тратить за месяц на игру 300 рублей и более, а в некоторых наших проектах эта цифра достигает двух–трех тысяч, — говорит Евгений Глариантов. — В среднем этот показатель, разумеется, несколько ниже, чем в традиционных браузерных играх. Но лидеры рынка все же собирают с пользователей до 50 млн рублей в месяц».
Другая, не менее интересная ниша, в которую устремились российские программисты, — приложения для мобильных устройств. Скажете, мелко и неинтересно? Как бы не так! На последнем Apple Special Event, проходившем в конце января в Сан-Франциско, основатель и глава Apple Стив Джобс, помимо основной новинки — «планшетника» iPad, — предъявил и весьма интригующие цифры. Оказывается, за два с половиной года своего существования онлайновый магазин программного обеспечения AppStore отгрузил покупателям… Три миллиарда приложений! Да, далеко не все из них платные — таковых оказалось лишь 17%. Но и это немалые деньги. Даже приняв среднюю стоимость приложения в три доллара и вычтя из общей суммы гонорары разработчикам, эксперты все равно приходят к выводу, что Apple сумела заработать на «маленьких программках» более полумиллиарда долларов. А ведь это только начало!
Оценив перспективы нового направления, тем же курсом решительно двинулся другой гигант — Google, открыв Android Market. Похожим образом действует и финская Nokia — в надежде играть со временем на этом рынке не последнюю скрипку.
Согласно прогнозам аналитиков Gartner, в 2010 году пользователи потратят $6,2 млрд на приложения для своих мобильных устройств, а к 2013 году эта цифра вырастет более чем втрое.
«По нашим наблюдениям, активность разработчиков игр и приложений, как отечественных, так и зарубежных, сейчас определенно растет, — говорит руководитель отдела по работе с правообладателями компании i-Free Анна Иванова. — Прежде всего это вызвано тем, что потребители активно покупают телефоны с сенсорными экранами, обеспечивающими множество новых возможностей. Правда, далеко не все отечественные разработчики пока создают игры и приложения на платформах Symbian, Android, iPhone: большинство компаний по-прежнему отдает предпочтение Java или предлагает ремейки уже знакомых игр вроде «шариков», «тетриса», пасьянсов или автогонок.
По данным i-Free, в 2009 году объем российского рынка дополнительных услуг сотовой связи (VAS) составил $930 млн, причем на игры пришлось около 10%. «В следующем году рынок вырастет до $1,13 млрд, — считает Анна Иванова. — Доля сегмента игр преодолеет планку в $100 млн, а в 2011 году может приблизиться к $150 млн».
«Интерес отечественных разработчиков к мобильным платформам очевиден, и местами не меньший, чем к социальным, — соглашается Никита Шерман. — Однако нужно понимать, что этот сегмент рынка ближе к казуальным играм, чем к онлайновым. Ну и порядок денег, зарабатываемых с одного приложения, там значительно меньше».
Тезис Шермана о меньших заработках, которыми придется довольствоваться разработчикам игр для мобильных платформ, выглядит на первый взгляд спорным. Ведь проникновение сотовой связи в России давно превысило 100%, да и доля «умных» телефонов, пригодных для запуска даже «тяжелых» приложений, неуклонно растет. Откуда же такие оценки?
«Рынок игр для мобильных платформ, в отличие от рынков социальных сетей, раздроблен, — объясняет гендиректор компании DaSuppaStudios Дмитрий Плущевский. — Операторы и провайдеры душат разработчиков, забирая себе 90% от платежей пользователей. Поэтому социальные сети, которые готовы делить прибыль с разработчиком в пропорции «50 на 50» или даже «70 на 30» в пользу разработчика, получают адекватную отдачу в виде массы новых приложений».
Это давняя беда российского рынка VAS. Кажется, прошла целая эпоха. На смену первым простеньким монохромным картинкам пришли анимированные цветные. Затем стандартные звонки сменились модными рингтонами, а следом настала пора рингбэктонов. А вот финансовые отношения в этом сегменте практически не менялись. Платеж абонента, прежде чем осесть в виде прибыли в кармане владельца или производителя контента, проходит через цепочку посредников — контент- или сервис-провайдеров. Однако львиная доля доходов до сих пор достается сотовым операторам. Как следствие, самим игрокам рынка, и прежде всего тем, кто создает уникальный контент с нуля, достаются крохи. Мало того, операторы уже не первый год пытаются в еще большей степени перераспределить денежные потоки в свою пользу, в том числе создавая собственные порталы.
«Жадности» российских операторов связи не один год. Но и это не мешает разработчикам, принявшим правила игры, зарабатывать на своих продуктах. Так, компании DaSuppaStudios ее флагманский продукт, игра «Танчики», приносит по $25 тысяч ежемесячно. И это, что называется, за вычетом «накладных расходов» — расчетов с операторами и партнерами. Другие участники рынка говорят, что сегодня в России игру для любой мобильной платформы можно создать силами команды из десяти человек, потратив около 15 тысяч долларов.
Ныне отечественных разработчиков особенно привлекают пользователи «айфонов» и устройств, работающих под управлением системы Android. Не массовые платформы? Да, не массовые. Но за это снова нужно «благодарить» сотовых операторов: монетизировать приложение при помощи микроплатежей куда сложнее, чем единожды выставить его на продажу и отдать сравнительно небольшую комиссию владельцу магазина.
— Первое место в Топ-10 американского магазина AppStore приносит создателю приложения, в среднем, 10–12 тысяч долларов в день, — напоминает генеральный директор Alawar Entertainment Александр Лысковский. — Но и конкуренция серьезная: около 100 тысяч приложений! Поэтому говорить о том, «сколько можно заработать», не совсем корректно. Все зависит от продукта. Зато условия прозрачны. По условиям договора Apple берет 30% от стоимости приложения.
Кстати, Alawar уже вовсю осваивает перспективную нишу. Сегодня в AppStore предлагается уже восемь платных и семь бесплатных игр. Финансовую отдачу от «яблочных» игр Александр Лысковский пока старается не обсуждать. Но сдается, что внакладе компания не остается: в планах на 2010 год значится портирование еще 20 игр, а сама разработка и дистрибуция игр для iPhone были выделены в особое направление.
С интересом присматриваются разработчики к устройствам на базе Android, для которых Google открыла собственный магазин программного обеспечения, и, конечно же, к телефонам Nokia, продажи которых растут благодаря открытому в мае 2009 года онлайновому супермаркету Ovi Store.
Руководитель ForumNokia в России Кирилл Зеленский утверждает, что РФ уже входит в пятерку стран-лидеров по загрузкам на Ovi Store. Кстати, самые популярные программы здесь все те же — игры и приложения для социальных сетей. В этом виртуальном супермаркете уже представлено более 50 программ от отечественных разработчиков, причем Зеленский надеется, что количество тайтлов до конца 2010 года утроится.
В сегменте маленьких программ затеваются большие дела. Не пропустите.