03.02.2016
Состояние деловой репутации может косвенно или непосредственно повлиять на ход процесса продажи бизнеса. Плохой имидж выступает серьёзным препятствием на пути к успешной сделке и отпугивает потенциальных покупателей ещё на начальном этапе знакомства с бизнесом.
В силу целого ряда причин услугами бизнес-брокеров отечественные предприниматели пользуются гораздо реже по сравнению с тематическими ресурсами. Современный рынок купли-продажи малого и среднего бизнеса успешно интегрировался в онлайн, где не менее успешно существует и развивается.
Почему репутация бизнеса в интернете это важно
Потенциальный инвестор в большинстве случаев узнаёт о выставленных на продажу объектах через интернет. Этот же источник открывает доступ и к информации другого рода по приглянувшемуся бизнесу – отзывам от сотрудников и клиентов. Тональность информационного поля может повлиять на то, как сложатся дальнейшие деловые отношения между продавцом и покупателем. Или не сложатся…
Сегодня подготовка компании к продаже включает не только предпродажную подготовку в своём классическом виде. Комплекс работ всё чаще включает мониторинг репутации компании в интернете и услуги агентств управления деловой репутацией в случае обнаружения информационной угрозы.
К многочисленным объективным и субъективным причинам продажи бизнеса, выражающимся в эффективности работы предприятия, а также желании и возможностях собственника управлять этим бизнесом, добавилась ещё одна. Деловая репутация. Это важный нематериальный актив, который сложно оценить и выразить в денежном эквиваленте.
Наличие негатива в поисковой выдаче может стать причиной, по которой продавцу придётся уступить в ходе торга с покупателем. Плохая репутация компании не только мешает продать бизнес, но также может послужить аргументом (или поводом) для того чтобы «сбить» цену. В том, что покупатель будет на этом акцентировать внимание не должно быть никаких иллюзий.
Деловая репутация – новый фактор при продаже бизнеса
Процесс продажи действующего бизнеса связан с целым рядом нюансов и рисков. Теперь к этим рискам можно причислить и фактор деловой репутации компании, который по мере развития информационного пространства приобретает всё большую актуальность.
Одними из первых в Украине, кто столкнулся с влиянием онлайн репутации на продажу бизнеса оказались владельцы интернет-магазинов. Существование в веб-пространстве поставило их на передний край этого процесса. Сделало крайне чувствительными к мнениям пользователей и обусловило высокую зависимость показателей эффективности бизнеса от продвижения в поиске.
Мы можем наблюдать, насколько прочной становится связка бизнеса и SERM. К управлению репутацией в поиске действующий бизнес проявляет высокий интерес. Что-то вроде нового тренда. К сожалению, многие предприниматели переоценивают потенциал этого инструмента и испытывают ложные надежды относительно его реальных возможностей.
«Управление онлайн репутацией обеспечивает компании некий кредит доверия. И этот кредит нужно будет вернуть в виде оправданных ожиданий клиента. SERM не компенсирует технические недостатки бизнеса или дефицит профессионализма сотрудников. Не способен заменить полноценное рекламное продвижение, отладить рабочий процесс или исправить хромающее обслуживание. С его помощью можно очистить имидж компании, пострадавший от чёрного пиара. Или создать некий положительный образ. Что в не столь отдалённой перспективе чревато более серьёзными последствиями для имени компании, если, конечно, этот образ будет расходиться с действительностью.
Сегодня целевая аудитория представлена покупателями нового поколения. Они более продвинуты, расчётливы и осторожны. Активно используют новые подходы при оценке и проверке бизнеса. В том числе проводят мониторинг репутации компании в сети интернет.
Наличие незначительного количества негативных отзывов – вполне нормальное явление. Это такая же неотъемлемая составляющая действующего бизнеса, как и доходы, которые генерирует предприятие. Но при продаже это играет не в пользу продавца», – комментирует ситуацию И. Онищук, исполнительный директор агентства управления репутацией в интернете «Репутацци».
В зависимости от состояния информационного поля и конкретной ситуации, на формирование положительной репутации бизнеса может уйти от нескольких месяцев до года. Это уже само по себе намекает на то, что «сани» нужно готовить заблаговременно.
Основательность и предусмотрительность никогда ещё не вредили кампании по подготовке бизнеса к продаже. Для владельца важно следить за онлайн репутацией своего бизнеса, даже если он не намерен выставлять бизнес на продажу в обозримом будущем. Часто это решение носит срочный характер и не планируется заранее. Следовательно, если стоит задача срочной продажи – продавец может понести определённые временные и/или финансовые потери, поскольку репутацию за неделю или месяц не исправить.
Валерий Чкалов
БизРейтинг - продажа бизнеса и франшиз в Украине.