Иногда нас спрашивают: "почему люди покупают бизнес?" Причин, заставляющих людей покупать бизнес (а значит, осознанно идти на определенные сложности и риски) достаточно много. Конечно, существует основная причина, без которой не состоится ни одна сделка: покупатель должен усматривать в предложении продавца свою собственную выгоду (даже если речь идет о покупке только активов, которые потом можно грамотно использовать); соответственно ценность этой выгоды должна превышать ценность тех денег, которые запрашиваются за бизнес. К сожалению, продавец не всегда понимает это, часто зацикливаясь на собственных соображениях, например, сколько им было потрачено денег на бизнес.
Ниже мы приводим основные причины, по которым люди/компании покупают бизнес.
Конечно же подобных причин у покупателя может быть как одна, так и несколько, но понимание этих мотивов позволяет продавцу найти правильный подход и должным образом построить свою стратегию продажи. Примечательно, что от причин покупки зависит и отношение покупателя к вопросам отлаженности. К примеру, в 6-й причине наиболее вероятно, что отлаженность особой ценности не будет представлять, в то время как в 1-й причине это часто является необходимым условием.
Причины продажи, связанные с диверсификацией (3 и 4) на самом деле могут иметь множество уточняющих формулировок: покупка для устранения фактора сырьевой зависимости, для снижения технологических издержек в производственно-торговой цепочке, для монополизации сегмента рынка, для поглощения конкурентов и т.д. В этих случаях, также как в 6-й причине, основная ценность может фокусироваться на нескольких ключевых активах (клиентская база, дорогостоящее оборудование, имущественный комплекс, ноу-хау и т.д.).
Серьезные колебания рынка валют могут не только подогревать и торопить покупателей, но и выступать предпосылкой для намерения вложить средства в готовый бизнес, как это указано в 9-й причине.
Фактически такие понятия как "причина покупки бизнеса" и "категории покупателей" неразрывно связаны. Тот или иной вид мотивации покупки определенным образом может указывать на принадлежность покупателя к той или иной категории. В ряде случаев из этого можно делать вполне однозначные выводы. Известно, что крупные компании, работающие в определенном сегменте рынка, могут заплатить больше за один и тот же бизнес, нежели частный инвестор.
В 2020-м году одной из частых причин продажи явились перемены (позитивные, но чаще негативные), вызванные финансовым кризисом и вспышкой COVID-19.