Решительность продавца – главный фактор достижения успешной сделки. Несмотря на то, что обращения поступают от потенциальных покупателей к продавцу, задача проявления инициативы практически полностью ложится на плечи продавца, ведь инициатор всего мероприятия по продаже – именно продавец. Естественно, сделка возможна только в случае обоюдной заинтересованности, однако именно продавец выступает «паровозом» всего мероприятия, ведь он должен:
• составить хотя бы примерный план взаимодействия продавца и покупателя;
• подготовить бизнес и документы для продажи;
• сформировать своё предложение (это касается не только текста для сайтов, но и всего что касается подачи бизнеса продавцу – презентации, переговоры и т.д.);
• донести предложение до своей узкой целевой аудитории;
• обозначить ключевые условия продажи;
• составить договор о неразглашении конфиденциальной информации (если в нем будет необходимость);
• составить договор задатка/купли-продажи (если в нем будет необходимость).
БизРейтинг работает с 2009 года. За это время мы успели пообщаться со множеством тысяч продавцов и покупателей. Регулярно отмечая успешные сделки вполне можно выявить характерные признаки успешных продавцов, равно как и наоборот – характерные признаки продавцов, которые вероятнее всего будут испытывать сложности. В качестве основного критерия для распределения таких признаков уверенно можно принять главный фактор – решительность, энергичность, активность продавца.
Характерные признаки продавца с пассивной позицией:
✓ Неосознанно пытается переложить инициативу на 3-и лица.
✓ Постепенно «пробует продавать» бизнес, начиная с незначительных усилий.
✓ Ищет профессионала, который бы бесплатно приехал, оценил бизнес и предлагал бы его тысячам тысяч покупателей из своей наработанной базы.
✓ Обещает «хорошо отблагодарить» любого, кто продаст его бизнес по желаемой цене; готов доверить организацию продажи первому встречному и допускает любую надбавку к цене «за услуги», не задумываясь над тем, как это отразится на привлекательности ценового предложения.
✓ Считает, что таких, как он – с предложением «хорошо отблагодарить в случае сделки» - очень мало, а желающих принять такое предложение профессионалов рынка очень много.
✓ Не знает, что в стране ежедневно на продажу выставляются сотни и сотни предприятий.
✓ Не находит времени хоть сколько-то серьезно изучить другие аналогичные предложения на рынке.
✓ Не удосуживается прочитать хотя бы 1-2 кратких статьи по тематике продажи бизнеса, а если и читает, то бегло, вскользь.
✓ Для пробы закидывает 1-10 объявлений «где-нибудь в интернете» или просит это сделать своего подчиненного или знакомого.
✓ Продавца вполне устраивает, что о продаже его бизнеса не знает ни один потенциальный покупатель.
✓ Считает, что в стоимость бизнеса закладываются любые затраты на его создание.
✓ Грубо переоценивает стоимость бизнеса.
✓ Сразу готов существенно сбрасывать цену в ходе диалога с потенциальным покупателем.
✓ Забывает, что аналогичный бизнес можно создать с нуля или по франшизе.
✓ Полагает, что существуют покупатели, готовые переплатить за бизнес.
✓ Не против поэкспериментировать с ценой, с большим размахом снижая её время от времени.
✓ Нет времени на то, чтобы заниматься продажей бизнеса.
✓ Не отдаёт себе отчета в ситуации, когда в последствии снижение стоимости на 10%, 20%, 50% связано будет с тем, что ранее «не было времени».
✓ В отсутствии результата винит обстоятельства («Не повезло»), рынок («Сейчас бизнес никто не покупает»), сам бизнес («Такой бизнес никому не нужен»), интернет («Мне не позвонили, значит, интернет неэффективен»), покупателей («Они все несерьезные и не знают чего хотят»).
✓ По прошествии определенного срока не способен делать выводы относительно того, где именно была допущена ошибка.
✓ Старательно закрывает глаза на успешные сделки с аналогичным бизнесом.
✓ Не обращается к опыту успешных продавцов.
Характерные признаки продавца с активной позицией:
✓ Прекрасно понимает, что для достижения результата потребуется приложить множество усилий.
✓ Сразу приступает к активным действиям.
✓ Рассчитывает продать бизнес в сжатые сроки.
✓ Знает цену своему бизнесу, в состоянии грамотно и уверенно обосновать её.
✓ Изучает рынок на предмет аналогичных предложений.
✓ Грамотно выделяет своё предложение среди прочих аналогичных.
✓ Понимает ключевые ценности своего покупателя, а также почему покупатель должен серьезно заинтересоваться данным предложением.
✓ Ответственно подходит к каждому этапу продажи.
✓ Старается не поручать те или иные задачи, связанные с продажей, своим сотрудникам, знакомым или родственникам (изучение рынка, размещение в интернете и т.д.).
✓ Продает бизнес самостоятельно или тщательнейшим образом и с максимальной критичностью отбирает профессионалов для сопровождения продажи.
✓ Старается сформировать максимальный спрос на свое предложение, полагаясь на вытекающую из этого возможность установления хорошей цены.
✓ Готов к торгу в разумных пределах (до 5-8%).
✓ Понимает, что определенные уступки при передаче бизнеса неизбежны и заранее готов к этому.
✓ В случае отсутствия результата пытается выявить причину и своевременно её устранить.
Перечисленное выше – это только характерные признаки, полного набора из той или иной группы ни у одного человека не будет. Но, если вы насчитали около 10 характерных признаков в какой-то группе – можете смело себя соотносить с ней и делать выводы.
Состояние рынка.
Действительность такова, что подавляющее большинство продавцов только пробует продавать бизнес, не выделяя поставленной задаче соответствующих усилий. Абсурдность ситуации многократно усиливается характерным обстоятельством. У продавцов в самой начальной точке выхода на рынок иногда просто «нет времени». Нет времени элементарно просмотреть аналогичные предложения в интернете. Нет времени элементарно прочитать 1-2 статьи, раскладывающих всё по полочкам в популярном формате. Нет времени элементарно составить грамотный и высококонкурентный текст не «на коленке». Нет времени элементарно понять, что, если о продаже не знает ни один потенциальный покупатель, то бизнес никто и не купит. В итоге можно наблюдать, как повсеместно легко и просто снижаются стоимости бизнеса на десятки и сотни тысяч долларов. Причины, следствия, равно как варианты развития подобной ситуации - бесспорно, заслуживают рассмотрения в отдельной статье – «100 000 $ за 2 недели».
Сложившаяся картина на рынке продажи бизнеса вполне объяснима с точки зрения здравого смысла: покупают то, что качественно подается и имеет адекватную цену. Под лежачий камень бизнес не продается, необходимо таки провести большой объем работы и потратить много времени.
Когда же продавец абстрагируется от инертной позиции, тогда и появляются первые результаты, с которыми можно оперировать дальше.
Итоги.
Свыше 2/3 продавцов бизнеса – это люди, «пробующие продавать», вначале они прикладывают усилий на йоту, не более, затем по прошествии какого-то времени, разочаровавшись, не находят усилий для того, чтобы «ударить палец о палец». Естественно, ни о какой успешной сделке здесь речи быть не может. Ключевая причина – в продавцах. Нет бизнеса, на который нельзя установить красивую цену и нельзя найти покупателя, иначе это не бизнес.