15.03.2018
Понятие готовый бизнес – что оно означает?
Готовый бизнес - это налаженный бизнес-процесс, который прошел стадию зарождения и начального развития, поэтому уже имеет выраженные финансовые показатели. Представляет собой разработанный и запущенный в действие проект, который занимается продажей продукта или предоставлением услуг.
Готовый бизнес – понятие, которое используется в среде купли-продажи бизнеса. Готовым бизнесом может называться только тот бизнес, который: а). является действующим; б). может быть упакован для продажи и передачи новому собственнику. Таким образом, готовый бизнес можно представить, как продукт, который занял место на рынке в своем сегменте. Покупка готового бизнеса подразумевает под собой куплю-продажу активов, готовых и организованных дел, а также процессов, которые направлены на извлечение прибыли.
Плюсы готового бизнеса заключаются в наличии истории развития компании, помещения, оборудования, а также налаженных каналов сбыта и продукции, которая известна потребителю. Вложив финансы в работающий бизнес можно получить в кратчайшие сроки механизм, который будет успешно работать, генерируя прибыль; при этом риски покупателя, как правило, меньше, нежели при создании аналогичного бизнеса с нуля.
Девальвирование понятия
С развитием рынка продажи бизнеса само понятие готовый бизнес популяризируется, входит в массы. Однако с увеличением числа людей, активно использующих термин, растут и прецеденты некорректного использования, подрывающего подлинную ценность понятия.
Достаточно часто готовым бизнесом ошибочно называется бизнес недействующий. В погоне за покупательскими симпатиями продавцы материальных активов (оборудования, недвижимости) либо нематериальных активов нередко используют словосочетание готовый бизнес как ярлык, субъективно способный придать ценности предложению и оформить его как некий целостный продукт. Между тем, налицо выступает явное противоречие: для того, чтобы запустить бизнес-процессы, т.е. использовать активы по назначению, требуются временные затраты, проведение определенной работы, а в ряде случаев и формирование нематериальных активов; невозможно одномоментно превратить материальный актив в действующий бизнес.
Помимо ошибочного использования термина существуют прецеденты с целью намеренно ввести покупателя в заблуждение. Некоторые предприниматели предпочитают компенсировать себе часть затрат, поэтому иногда недобросовестный продавец может представлять неликвидный актив под видом успешного готового бизнеса.
Признаками действующего (готового) бизнеса является:
- наличие средств в обороте;
- регулярная реализация продукта/услуги;
- ежемесячная бухгалтерская отчетность.
Что некорректно называть готовым бизнесом: совокупность материальных активов, бизнес план, бизнес предложение, инвестиционный проект, франшиза, стартап, не прошедший этап своего становления, как действующего бизнеса.
Ежедневно в Украине на продажу выставляются сотни объектов готового бизнеса; в подавляющем большинстве случаев бизнес, не найдя своего покупателя, продолжает своё существование.
Что входит в состав готового бизнеса:
• Материальные активы - оборудование, недвижимость, техника, сырье, продукция.
• Нематериальные активы:
- сайт компании, номер телефона, клиентская база, рекламная концепция, программное обеспечение;
- интеллектуальные активы - коммерческие технологии, патенты, собственные разработки;
- документация - сертификаты, допуски, подобные разрешительные документы, договора и контракты с поставщиками и заказчиками;
- бренд фирменный стиль, репутация (в т.ч. отзывы), товарный знак, торговая марка, слоган компании, дизайн т. д.;
- отлаженные бизнес-процессы компании.
• Штат сотрудников - обученный и закрепленный в компании персонал.
Мотивы покупки и продажи готового бизнеса
Основным мотивом купить готовый бизнес всегда является получение прибыли. Причем нередко приобретается бизнес даже убыточный с тем, чтобы в дальнейшем раскрыть его потенциал и вывести “в плюс”. Также заурядным является случай, когда бизнес приобретается в дополнение к другому для того, чтобы за счёт эффекта синергии нарастить совокупную прибыль.
Мотивы продажи готового бизнеса могут быть различными – смена места жительства, уход на пенсию, потребность в деньгах и т.д.
Однако в контексте темы данной статьи следует поближе рассмотреть ещё одну причину – создание готового бизнеса с изначальным намерением его продажи.
Обладая опытом создания успешного бизнеса в некой сфере, предприниматель/компания открывает перед собой привлекательные перспективы систематического получения высокого заработка. В этом случае каждый шаг преднамеренно направлен на формирование готового конечного продукта – бизнеса.
Уже готовая и отлаженная бизнес-модель, работа с поставщиками и подрядчиками на выгодных условиях, наличие необходимых нематериальных активов – всё это позволяет существенно сократить сроки становления бизнеса и достичь привлекательных финансовых показателей. Кроме того, на рынке существуют примеры перекупки готового бизнеса с целью повышения его эффективности и дальнейшей продажи.
Чрезвычайно редко к подобной деятельности приходят спонтанно и беспричинно; как правило, систематической продаже бизнеса предшествует прецедент выгодной продажи (когда просто нужно продать бизнес); единожды заработав на успешной сделке предприниматель/компания в дальнейшем приходит к пониманию того, насколько успешным может быть методичное создание готового бизнеса с целью продажи.
Прогнозируется, что с развитием рынка получит развитие сектор создания бизнеса под продажу. Наибольший потенциал для этого сконцентрирован в сегментах с повышенным спросом – кофейни, кафе, хостелы, мини-гостиницы.
С лучшими предложениями рынка готового бизнеса можно ознакомиться в каталоге.