FAQ по франшизам и франчайзингу

Информация
FAQ по франшизам и франчайзингу

28.06.2012

Что такое франчайзинг?
Договор франчайзинга.
Преимущества франчайзинга перед собственным бизнесом.
Недостатки франчайзинга.

Когда вы планируете открыть бизнес, вы стоите на распутье, на котором установлен хрестоматийный камень-указатель с недвусмысленным "указанием": "Налево пойдешь – свой собственный бизнес откроешь, направо пойдешь – уже готовый бизнес купишь, прямо пойдешь – франшизу приобретешь". Давайте попробуем посмотреть "прямо" и попытаемся поподробнее разобраться с тем, что же такое тот самый франчайзинг, о котором в последнее время так много говорят, то есть попытаемся составить некий FAQ по франшизам и франчайзингу.

Что такое франчайзинг?

Покупка франшизы у франчайзера подразумевает под собой покупку права осуществлять предпринимательскую деятельность под какой-либо торговой маркой. Вся бизнес-деятельность осуществляется в рамках договора франчайзинга, в котором оговорены "ограничения свободы" покупателя франшизы (франчайзи). Обычно франчайзи обязан использовать цвета торговой марки, униформу и соблюдать некие торговые и деловые традиции продавца франчайзинга (франчайзера).
Франчайзинг позволяет предпринимателям открывать бизнес не с нуля, а уже имея наработанную бизнес-схему, оправдавшую себя на практике. Выбор при этом достаточно широк. Так, например, уже сегодня существует более 300 действующих предложений по франчайзингу в Украине, а в России готовых франшиз уже более 1000.

Преимущества франчайзинга перед собственным бизнесом

- Низкий риск ведения бизнеса по договору франчайзинга. Процент неудач в бизнесе по договору франчайзинга традиционно ниже, чем в самостоятельном бизнесе.
- Покупая франшизу, предприниматель получает полный бизнес-пакет, включающий в себя проверенные методики ведения бизнеса, рецепты, торговые марки, традиции и т.д.
- Сила марки и количества. Вместе с покупкой франшизы бизнесмен становится частью целой торговой сети, на репутацию и рекламу которой работают все ее члены. Такая сеть способна составить конкуренцию многим крупным участникам рынка.

Деловое сопровождение. Многие франчайзеры помогают своим франчайзи, обеспечивая тех различными бухгалтерскими системами, подсказывая наиболее эффективные схемы ведения бизнеса, различными аналитическими исследованиями и т.д. Благодаря своему франчайзеру даже молодой франчайзи имеет все необходимые инструменты и информацию для успешного ведения бизнеса.

Рекламное сопровождение. Любая рекламная кампания, проводимая франчайзером, работает и на его франчайзи, который получает не только дополнительную известность, но и практически готовые рекламные материалы: плакаты, постеры, рекламные видеоролики ит.д.

Недостатки франчайзинга

Как и любой бизнес, франчайзинг не является панацеей. Данный вид ведения бизнеса имеет и ряд недостатков, о которых нельзя не упомянуть, составляя FAQ по франшизам и франчайзингу.
- Недостаток самостоятельности. Для многих предприимчивых бизнесменов ограничения, накладываемые договором франчайзинга, являются настоящей мукой. Довольно часто приходится слышать от франчайзи жалобы на то, что они не чувствуют себя полноценными руководителями бизнеса. Скорее, управляющим, старшим менеджером, но не руководителем. Франчайзи связан обязательствами договора франчайзинга и не имеет ни малейшего права отступать от накладываемых на него ограничений.
- Стоимость. Франшиза известного франчайзера стоит недешево, да и регулярные лицензионные выплаты могут значительно повлиять на прибыль.
- Все "в одной лодке". Точно так же, как успехи участников франчайзинговой сети способны положительно повлиять на репутацию каждого франчайзи, неудача одного участника бросает тень на всех остальных.

Таким образом, франчайзинг – это весьма перспективный и в большинстве случаев прибыльный способ ведения бизнеса. Однако он не является рецептом от всех болезней и не гарантирует покупателю франшизы стопроцентного успеха.



Роман Бондаренко
БизРейтинг