Как избежать развала бизнеса после его покупки

Информация
Как избежать развала бизнеса после его покупки

05.04.2011

Портал "БизРейтинг" продолжает цикл статей для покупателей бизнеса "Куплю бизнес". На этот раз Вы узнаете как не допустить распада компании после сделки купли-продажи, как обеспечить послепродажное сопровождение бизнеса со стороны продавца и многое другое...

Какие обязательства следует возложить на продавца бизнеса.

Сегодня многие рассматривают кризис как возможность дешево приобрести какую-либо компанию, которая не сумела справитьсяс трудной ситуацией. Если Вам досталась в управление подобная фирма,то важно сохранить ее жизнеспособность после смены владельца какминимум на среднесрочную перспективу. Для этого надо работать с основными рисками.

Во-первых, существует вероятность развала компании после ее покупки из-за ухода персонала, во-вторых,вероятность захвата ее рейдерами, в-третьих, Вы можете выявитьнеучтенную кредиторскую задолженность, и, наконец, четвертый риск связан с конкурентной деятельностью бывшего владельца.

Условие предварительногодоговора

Чтобы бывший владелец помогал Вам освоиться суправлением компанией, нужно включить в предварительный договор,например, такое условие:

«4.3. Покупатель депонирует на специальнооткрытом счете 5 000 000 (Пять миллионов) рублей из общей суммы сделки купли-продажи объекта.

4.4. Продавец обязуется: 1) в течение 30 (тридцати)дней с момента совершения сделки купли-продажи познакомитьПокупателя с представителями контролирующих органов и ключевыхконтрагентов; 2) в течение 3 (трех) месяцев с момента совершениясделки купли-продажи присутствовать на объекте не менее двух дней внеделю и оказывать помощь Покупателю в ознакомлении с особенностями технологического процесса, взаимодействия между подразделениями ирешении оперативных вопросов. В случае если Продавец не выполнитвзятые на себя обязательства, сумма, указанная в п. 4.3., остается враспоряжении Покупателя».

Как избежать развала бизнеса

Развал может быть спровоцирован уходом ключевыхсотрудников, поэтому сохранение команды во главе с ГенеральнымДиректором – одна из Ваших главных задач. Если вверенный Вам бизнес построен по принципу «владелец – управляющий»,то возможны несколько вариантов действий, которые помогут сохранитьего жизнеспособность. Договоритесь с бывшим собственником, что он будет исполнять обязанности Генерального Директора некоторое время после продажи бизнеса. За этот период Вы сможете плавно войти в курс дела, познакомиться с ключевыми сотрудниками, контрагентами и представителями контролирующих органов.

Так, однажды семейная пара, владеющая компанией по производству рольставней и автоматических ворот, решила продать бизнес. Генеральный Директор – молодая женщина – в течение пяти лет руководила большим мужским коллективом, доверив воспитание ребенка няне. Несмотря на то что она хотела поскорее оставить бизнес, ей пришлось уступить требованиям покупателей и остаться еще на полгода в должности руководителя компании. В качестве компенсации ей предложили двойной оклад. Коллектив до определенной поры даже не знал, что произошла продажа компании.

В моей практике были случаи, когда продавцы сами изъявляли желание не покидать компанию до четырех-пяти лет после продажи. Договоритесь с продавцом бизнеса, чтобы он оставил за собой долю чуть меньше блокирующей, например 20%. Через год он может продать и эту долю по стоимости, которая будет привязана к результатам деятельности компании за данный период. Это позволит Вам заинтересовать продавца в сохранении бизнеса, а также в его развитии.

К примеру, в США широко используется механизм, когда продавец получает на руки половину от стоимости компании, а на оставшуюся сумму кредитует покупателя путем выписки векселя с плавающей ставкой. Размер доходности по векселю напрямую зависит от будущих финансовых результатов. Заключите с бывшим владельцем компании предварительный договор, в котором пропишите, что тот обязуется участвовать в жизни компании на протяжении некоторого периода времени после сделки. В моей практике это самый распространенный случай.

Срок сопровождения бизнеса колеблется от двух-трех месяцев до года. Варианты участия многообразны: консультирование по телефону и личное присутствие в компании не менее двух дней в неделю, работа в штате внутренним консультантом. Если бывший собственник будет уклоняться от выполнения подписанных обязательств, он не получит значительную часть от стоимости компании: эти деньги депонируются и могут быть получены на строго определенных условиях.Если же владелец сам не руководил компанией, то Ваша задача – материально стимулировать Генерального Директора покупаемой компании к послепродажному сопровождению сделки.

Какие «скелеты в шкафу» Вы можете обнаружить после покупки

Многие компании в контрактах,заключаемых с Генеральным Директором, предусматривают солидныебонусы в случае увольнения руководителя по инициативе работодателя. Поэтому при проведении процедуры due diligence Вам следует внимательно изучить подобный контракт. Также, если в компании менялись Генеральные Директора, проверьте, вносились ли необходимые изменения в гос органах. Очень часто рейдерские атаки основаныименно на том, что в государственный реестр не были вовремя внесены изменения в связи со сменой руководителя компании.  

Так, перед продажей компании собственник решил укрепить команду, сменив Генерального Директора, склонного к злоупотреблению алкоголем. Под руководством нового топ-менеджера компания отвоевала утраченныепозиции на рынке (производство мебели для предприятий торговли) и заключила выгодные контракты. Стоимость бизнеса выросла на двадцать процентов. Однако, когда настала пора готовить изменения вучредительные документы, связанные со сменой владельца, оказалось,что в ЕГРЮЛ все еще был указан давно уволенный Генеральный Директор (это следствие особенности нашего законодательства, возникшей на волне борьбы с рейдерством: заявление на смену учредителей подает исключительно Генеральный Директор, а не владельцы долей).

В результате хозяева компании потратили нервы и деньги, убеждая бывшего руководителя за определенное вознаграждение подписать необходимые документы.

Интересы сторон обеспечит задаток

Достигнутые между продавцом и покупателем договоренности по процедуре проверки и передачи бизнеса должны быть зафиксированы в предварительном договоре. Наилучший инструмент,обеспечивающий соблюдение интересов сторон, – задаток. Подробнее об этом можно прочесть в статье "Роль задатка при провдении сделок купли-продажи бизнеса".

Задаток (как правило, в размере  до 10% от стоимостиобъекта) вносит покупатель бизнеса, и в случае его отказа от сделки эта сумма остается в распоряжении продавца. Если же от сделки откажется продавец, тогда он должен будет вернуть задаток покупателю в двойном размере. При согласовании так называемых точек выхода(условий, при наступлении которых Вы можете выйти из сделки)необходимо проявлять гибкость и осмотрительность.

Прямолинейные действия могут привести к развалу компании и бегству ключевых сотрудников. Поэтому в предварительном договоре предусматривать жесткие условия возврата задатка лучше только в трех случаях: отказ продавца от заключения сделки на оговоренных условиях; отсутствие документов, подтверждающих права общества на активы, или необходимых для ведения законной предпринимательской деятельности разрешений и лицензий; отсутствие или неустранимая поломка оборудования, без которого невозможно достичь запланированных финансовых результатов. За границей подобная практика является единственно возможной.

Чем опасна кредиторская задолженность

После покупки бизнеса может всплыть внебалансоваякредиторская задолженность. Поскольку по всем обязательствам компании отвечает ее Генеральный Директор (ст. 40 Закона РФ от08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченнойответственностью»), то не исключено, что Вам придется решать проблемы с кредиторами. В практике был такой случай: через две недели после продажи предприятия по производству шкафов-купе к новому владельцу явились кредиторы с долговой распиской. Оказалось,что незадолго до продажи компания в лице Генерального Директора взяла большой частный кредит.

Выявить эту задолженность припроведении процедуры due diligence было невозможно, поскольку деньги не прошли через бухгалтерию. Что делать, чтобы избежать подобнойситуации? Если вверенная Вам компания построена по схеме «владелец– управляющий», то убедите продавца подписать гарантийное обязательство об отсутствии внебалансовой кредиторской задолженности. В этом документе бывший Генеральный Директор (он же собственник) пусть укажет, что за период работы в этой должности он не выдавал поручительств, не закладывал активы, не брал кредиты изаймы, за исключением тех, что отражены на балансе компании. По всем возможным претензиям по неучтенным долгам бывший руководитель компании отвечает лично и бессрочно. Если же владелец компании не является ее Генеральным Директором и если за время существования фирмы сменилось несколько руководителей, то у Вас может возникнуть больше проблем.

В подобной ситуации Вам нужно, чтобы продавец предъявил гарантийное обязательство об отсутствии внебалансовой задолженности, подписанное всеми, кто когда-либо занимал должность Генерального Директора в этой компании. Грамотно составленное гарантийное обязательство может служить доказательством как в суде,так и при досудебном разбирательстве. Добавлю, что в описанном вышепримере покупатель взял с продавца гарантийное обязательство и таким образом избежал проблем с погашением задолженности.

Защита от конкуренции со стороны продавца

Продав компанию, бывший владелец может открыть аналогичное дело, став Вашим конкурентом. Поэтому при покупке компании Вам надо подписать еще один важный документ –обязательство об отказе от конкуренции, в котором продавец обязуется не создавать аналогичный бизнес с нуля, не участвовать в капитале компаний-конкурентов и не работать у них по найму.

Обычный срок таких ограничений – два года с момента продажи компании. Законодательство европейских государств вовсе не допускает совершения сделки купли-продажи бизнеса без подписания такого обязательства. В некоторых странах предусмотрена уголовная ответственность за несоблюдение данного условия. А в США запрещено даже быть контрагентом компании-конкурента как лично, так и через аффилированных лиц. В России дела обстоят иначе. Несовершенство законодательства не дает возможности законным путем доказать сам факт конкуренции и размер нанесенного ущерба, а тем более добиться его компенсации.



Алексей Москвич