Как продать бизнес в кризис: советы продавцам в 2016 году

Информация
Как продать бизнес в кризис: советы продавцам в 2016 году

19.01.2016
 
Спад активности на рынке купли-продажи действующего бизнеса ещё не означает, что для его участников необходимость продать свой бизнес отпала. Для определённой аудитории, как раз наоборот, она стала даже более актуальной. Одни хотят продать бизнес в Украине и иммигрировать. Другие просто устали от постоянных стрессов и неоднозначных перспектив и хотят путём продажи отойти от дел.
 
Во многом затишье обусловлено выжидательной позицией, как продавцов, так и покупателей. Это можно сравнить с ситуацией в начале 2014 года. В момент отсутствия политической и социальной стабильности в стране рынок был мёртв. После проведения президентских выборов произошёл массовый выброс объектов бизнеса на продажу. Отложенное предложение сопровождалось встречным всплеском активности инвесторов. Немного позже энтузиазм начал падать под влиянием общей экономической тенденции при отсутствии реальных системных реформ.
 
В статье «Продажа бизнеса в Украине 2016. Прогноз от БизРейтинг» мы писали, о том, какие, по нашему мнению, перспективы ожидают украинский рынок купли-продажи действующего бизнеса в ближайшем будущем. И на что следует рассчитывать игрокам отечественного рынка. Покупательские настроения во многом перекликаются с перечисленными факторами.
 

 

Чтобы продать бизнес в кризис, для начала нужно определить, что мешает его продать.

 

1.       Нежелание пересматривать цену продажи бизнеса, неприятие новой ценовой политики рынка и необходимости торга может оттолкнуть реальных покупателей.
Для собственника решение выставить на продажу компанию по цене на 10, 20 или даже 40% ниже прежней представляется весьма сложным в моральном плане. Стоимость бизнеса зависит не только от его возможности генерировать финансовые потоки, но и от финансовых возможностей покупателя. Поэтому продавцам крайне важно вовремя принять тот факт, что продать бизнес по прежней цене, на которую смело можно было рассчитывать ещё полтора или два года назад, сегодня уже нельзя.
 
В психологическом аспекте не нужно воспринимать это как заниженную стоимость и финансовую потерю. Если решение позволить продать бизнес и даст старт новым начинаниям, разве можно это назвать потерей?
 
2.       Отсутствие правильной подачи бизнеса. Для успешной продажи в нынешних условиях важно позиционировать бизнес как устойчивый к кризису. Акцент на гибкость, устойчивость и живучесть бизнеса существенно повысит его привлекательность для потенциальных инвесторов.
 
Покупатели крайне чувствительны к рискам, которых сейчас меньше не стало. К тому же, не стоит забывать, что уровень рисков и цена бизнеса имеют обратное отношение. Если для продавца история заканчивается, как только он получит своё и выйдет из сделки, то для покупателя история только начинается.  Акцентировать внимание на преимуществах бизнеса, повышающих его иммунитет к кризисным явлениям – тактический ход, который способствует скорой и успешной продаже. Покупатель легче идёт на сделку, когда видит, что получает эффективный инструмент, который будет исправно функционировать даже в неблагоприятных условиях. Главное – продемонстрировать, что «болевой порог» бизнеса выше существующих раздражителей и имеет запас прочности в случае усугубления ситуации.
 
СОВЕТ: Правильная подача бизнеса становится весьма затруднительной, или даже чистой воды фарсом, без проведения комплекса мероприятий по подготовке бизнеса к продаже.
 
3.       Пренебрежение проведением предпродажной «кризисной» подготовки бизнеса. Продаже предприятия, будь то малый или средний бизнес, предшествует подготовка. Даже для продажи малого бизнеса, как минимум, следует позаботиться о продлении аренды помещения, подготовке пакета юридических документов и финансовой отчётности.
 
Сейчас  это должен быть обязательный пункт. Более того, что особенно касается розничной торговли, перезагрузка украинского рынка продуктового ритейла вынуждает магазины спешно искать замену товарным позициям, попавшим под взаимные санкции. Это говорит о вероятной смене дистрибуторов, изменениях в логистике и товарном ассортименте, а также вызванном всем этим необходимости пересмотра цен.  
 
Маловероятно, что в момент подобных перестроений инвестор без серьёзного опыта или связей решиться принять управление предприятием в свои руки. Это связывает руки продавцу и существенно сужает круг потенциальных покупателей.
 
Выводы: Желание продать бизнес в Украине сегодня должно быть подкреплено усилиями по приведению его к соответствующим кондициям, отвечающим актуальным требованиям рынка и ожиданиям покупателей. Сочетание разумной цены и правильной подачи бизнеса, подслащённые открытостью к компромиссу позволит выделить ваше предложение из числа подобных, что облегчит поиск покупателя и ускорит процесс продажи.
 
Продать бизнес проще с помощью крупнейшего тематического портала в Украине  «БизРейтинг» (bizrating.com.ua).
 
Звоните нам по телефонам: 
·         (044) 50-12-593 – общие вопросы
·         (095) 774-78-81 – по вопросам продажи бизнеса
·         (067) 904-87-96 – по вопросам размещения франшиз
Или пишите на e-mail:       info@bizrating.com.ua  


Валерий Чкалов
БизРейтинг - продажа бизнеса и франшиз в Украине.

Еще интересные статьи:
Признание сделки продажи бизнеса недействительной
Признание сделки продажи бизнеса недействительной
Лизинг оборудования: в чем выгода для предпринимателя?
Лизинг оборудования: в чем выгода для предпринимателя?
Как защититься от шпионажа при продаже бизнеса?
Как защититься от шпионажа при продаже бизнеса?

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга