На рынке купли-продажи медицинского бизнеса "прозвенел" первый звоночек. Международный инвестфонд Advent International выкупил контрольный пакет акций клиники «Исида». Теперь к продаже бизнеса с оптимизмом относятся и остальные участники рынка...
И международные инвесторы, и бизнесмены из ближнего зарубежья не скрывают, что не против полечить украинцев. Но готовы ли они платить справедливую цену или же попытаются скупить медучреждения по цене подешевевшей на волне кризиса недвижимости – большой вопрос.
Тяжелые роды
Отечественные эскулапы ликуют – похоже, в ближайшие годы украинский рынок частной медицины может стать ареной массовых сделок по купле-продаже бизнеса. На оптимистический лад медиков настроила недавняя сделка между клиникой «Исида» и международным инвестфондом Advent International. Последний является системным инвестором в медицинскую отрасль и на сегодняшний день имеет долю в клиниках 40 стран мира, в том числе, и в Восточной Европе.
В фонде заявляют, что готовы в ближайшее время выделить на развитие украинской сети часть из $1 млрд, предусмотренного для восточноевропейского региона. На эти деньги планируется открыть до 20 новых клиник в разных регионах страны.
По мнению владельца клиники «Борис» Михаила Радуцкого, сделку с «Исидой» для отечественной частной медицины можно сравнить с покупкой «Аваля», которая дала старт массовому приходу в Украину иностранных банков. «На рынке появился прецедент крупной покупки и реальная цена, согласно которой другие клиники могут определить свою стоимость», - уверен М.Радуцкий.
Впрочем, «реальная цена», которая якобы станет мерилом для отрасли, до сих пор известна немногим. Генеральный директор Advent в Украине Тамаш Надь заявил, что, согласно договоренностям с украинскими партнерами, сумма сделки не разглашается. Он лишь заверил, что «Advent International заплатил справедливую рыночную цену за этот актив». На этапе изучения рынка Advent International заявлял, что намерен рассматривать проекты в ценовом диапазоне 40-120 млн. евро.
Независимые эксперты оценивают стоимость контрольного пакета в $25-35 млн. Аналитик, предоставляющий консалтинговые услуги клиникам, Владислав Вавилов обосновывает эту цифру бизнес-показателями «Исиды» (оборот – $30-40 млн, доход за прошлый год $1 млн). Компания Eavex Capital, которая готовила «Исиду» к продаже, сообщила, что Advent International был далеко не единственным претендентом на украинскую клинику. Возможностью полечить на нашем рынке интересовались международные инвестфонды TPG и Baring Vostok, которые также активно работают в мировой медицинской индустрии. Следовательно, - делают вывод эксперты, - нынешняя покупка отнюдь не случайный каприз инвестора.
Новые собственники поясняют интерес к нашему рынку, в первую очередь, его размерами и «значительными перспективы роста». Ведь спрос на высококачественные медицинские услуги в Украине, по мнению Тамаша Надя, будет только расти. Михаил Радуцкий говорит, что как только рынку стало известно о сделке, их клинику начали массово атаковать консалтинговые компании, предлагающие начать предпродажную подготовку. Но, как признает эксперт, реальные покупатели к ним не обращались. При этом он не исключает, что, если бы потенциальный инвестор предложил хорошие деньги, сделка могла бы состояться, ведь рынок частной медицины сегодня остро нуждается в денежных вливаниях.
Медики на выданье
Стоит отметить, что отечественные клиники активно «чистят перышки», готовясь предстать во всей красе перед потенциальными покупателями уже последние 2-3 года. Последние события в экономике только поспособствовали усилению желания выйти из бизнеса у владельцев медицинских клиник. Многие, пытаясь капитализировать свой бизнес и в итоге продаться подороже, начали открывать новые подразделения и филиалы, несмотря на кризисное снижение спроса на медицинские услуги и массовые неплатежи со стороны страховых компаний.
К примеру, та же «Исида» в прошлом году открыла новую клинику на «Оболони». В этом же районе начала работать и поликлиника «Медиком». «Борис» сейчас строит филиалы в Донецке и Харькове, открывает отделение пластической хирургии и онколабораторию в Киеве. Параллельно клиника закупает новые технологии, к примеру, по лечению рака поджелудочной железы и печени.
По словам директора клиники «Медиком» Дениса Татаркина, причины, по которой компании расширяют сети – как диверсификация бизнеса, так и попытка оказаться поближе к клиенту, который все еще выбирает врача рядом с местом жительства. Но Д.Татаркин не отрицает, что обширная сеть является и привлекательной «упаковкой» для потенциального покупателя, по крайне мере, международные партнеры интересуются такими проектами в первую очередь, - резюмирует он.
Впрочем, спрогнозировать какие клиники понравятся потенциальным инвесторам сейчас сложно. Для наших медиков стал неожиданностью тот факт, что тот же Advent International обратил внимание не на многопрофильную клинику, которые у нас считаются наиболее перспективными для бизнеса, а на классический роддом. Владислав Вавилов полагает, что инвестиционно привлекательным сейчас выглядит диагностическое направление, которое государственной медицине обеспечить все сложнее. В качестве подтверждения своих слов он приводит пример массового открытия лабораторий в столице в последние 2-3 года (их появилось несколько десятков). По мнению Михаила Радуцкого, без пациентов, а значит, и без интереса со стороны инвесторов не останутся также онкологические клиники, которых в последние три года также открылось немало («Лисод», «Клиника доктора Спиженко», «Инновация» и пр.).
Охота на покупателей
Но далеко не все медучреждения готовы к продаже – бизнес в большинстве из них выстроен настолько по-любительски, что серьезных иностранных покупателей они не могут интересовать в принципе. Выход же на новый уровень менеджмента доступен далеко не всем, в том числе, и из-за финансовых соображений. Поэтому многие владельцы небольших клиник предпочтут продать свой бизнес подешевле, чем проводить капитализацию и серьезно готовиться к возможным сделкам.
По мнению Владислава Вавилова, потенциальные покупатели могут купить медицинские клиники исключительно по цене недвижимости и оборудования, которыми они располагают. Клиентские базы зачастую раздуты, а торговые марки практически ничего не стоят. Если исходить из этих соображений, то в Украине не так много «лотов», которые могут быть проданы по хорошей цене. Среди них аналитики называют, в частности, «Борис», «Лисод», «Медиком», «Инновацию», «Оберіг».
Михаил Радуцкий считает, что наш рынок может интересовать как иностранных покупателей, так и инвесторов из ближнего зарубежья, в частности, России и Казахстана. В этих странах в последние годы активно развивается собственная частная медицина и профильные бизнесмены уже сумели накопить финансы и опыт для экспансии на другие рынки. Причем, если дальнейшая активность иностранцев в немалой степени будет зависеть от того, примут ли наконец-то в Украине закон об обязательном медицинском страховании, то восточных соседей этот факт беспокоит меньше. Так что уже в этом году можно ожидать новых сделок, а их количество по мере приближения к Евро-2012 будет только расти.
Помимо заработков на туристах, которые приедут на футбол, инвесторы рассчитывают на начало медицинского туризма в Украину. Некоторые врачи уже сейчас пытаются договориться с европейскими страховыми компаниями, чтобы те рекомендовали своим выезжающим за рубеж клиентам обращаться в те или иные украинские медучреждения. Наши врачи говорят, что их главным козырем является низкая цена – к примеру, стоматология у нас стоит в 3-10 раз дешевле, чем в Европе, гинекологическая помощь – в 5-7 раз и пр. Под такие проекты медики даже готовы закупать дополнительное оборудование и приглашать иностранных специалистов.
Источник: Контракты